Иван Грозный ч.5 "Александрова слобода"

Фильмы художественные Исторические
Ливонская война затягивалась. Недовольные бояре стали массово бежать за границу. Те, кто остались, всячески мешали военным походам, и даже посягнули на семью Ивана Грозного. Царь уехал в Александрову слободу, чтобы подготовить небывалые преобразования. Начиналась опричнина.
Из истории вы узнаете про: Англия Дания (часть Скандинавии) Норвегия (часть Скандинавии) Швеция (часть Скандинавии) Балтийское море + 43

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения


В 1553-м году на Русь прибыл английский моряк капитан Ричард Ченслор. Он проплыл через северные моря в обход Скандинавии. Царь встретил капитана с почётом и был очень рад наладить торговлю с Англией напрямую. Всё из-за того, что ливонцы и ганзейцы брали с русских и западных купцов огромные пошлины, а потом вообще закрыли Руси доступ в Балтийское море.

На картинке – Ричард Ченслор на аудиенции у Ивана 4-го

На картинке – корабль капитана Ченслора «Эдуард Бонавентура»


Содержимое доступно в режиме обучения

В 1556-м году царь отправил в Англию на кораблях вместе с Ричардом Ченслором дьяка Осипа Непею. Иван приказал дьяку договориться с англичанами об условиях торговли. Царь вручил Непее роскошный подарок для английской королевы – искусно изготовленные шахматы, а также грамоту с предложением военного союза между Россией и Англией.


Корабли Ченслора разбились у берегов Шотландии. Утонули почти все, в том числе и сам капитан. Но дьяк Непея чудом уцелел. Он договорился с королевой Марией и английскими купцами о беспошлинной торговле между двумя государствами. Правда, из затеи о военном союзе ничего не вышло.

На картинке – королева Англии Мария Кровавая, она же Мария Католичка

Полезные ссылки


В том же 1556-м году воевода Иван Черемсинов и донские казаки атамана Ляпуна Филимонова взяли Астрахань. Астраханское ханство, ещё один осколок Золотой Орды, вошло в состав России. Впервые в истории могучая Волга полностью покорилась русскому государству!

На картинке – Астрахань в наши дни


Содержимое доступно в режиме обучения

Боярам очень не нравились успехи царя. Завоевания делали Ивана Грозного сильнее и богаче, а власть бояр таяла. Они пожаловались княгине Ефросинье Старицкой, царской тётке:
– Никому царь не верит. Ближних бояр отстраняет, людей безродных приближает. С земель старых вотчинных* на новые незнакомые переводит. Бояр преследует – Щенячьев схвачен, Бурлесьев взят!

*Вотчина – от слова отец, то есть земля, перешедшая по наследству от отца.


Содержимое доступно в режиме обучения

– Знаю! – ответила Старицкая.

– Убегу, в Литву убегу, страшусь! – чуть не плакал дородный боярин Колычёв.

– Постыдись, боярин! – рассердилась Ефросинья. – Архиепископ к царю поехал, отмолит!


Содержимое доступно в режиме обучения

В светлицу вбежал архиепископ, союзник бояр:
– Никого царь не милует! Меня, заступника, сана лишает, из Москвы переводит!

Старицкая рухнула архиепископу в ноги.

– Убегу! – испуганно повторил Колычёв.


– Трусы пусть бегут, – сказала Старицкая. – Кто останется – драться будем!

– Пока Курбского в Москве нет, надо прибрать царя к рукам, – заявил архиепископ. – Не дадим его силе расти, указам царским всячески будем противиться. В будущей Ливонской войне казной не будем участвовать.

– А паче всего, – злобно прошипела Ефросинья, – от Ивана Анастасию отвести надобно! Это я беру на себя.


Война с Ливонией назревала давно. Эта страна перекрывала Руси прямой выход на Балтийское море – главный торговый путь Северной Европы. В 1557-м году Иван Грозный построил на реке Нарве крупный порт, чтобы торговать с Европой. Но ливонцы условились с Ганзой совсем не пропускать западных купцов на Русь, а русских купцов – на Запад. Это стало последней каплей.

На картинке – Ливония в 16-м веке, накануне последней Русско-Ливонской войны


Царь выступил перед боярской думой:
– Города приморские балтийские нам нужны – Рига, Ревель, Нарва. Снова ливонцы задержали корабли купеческие. Без свинца, серы, олова, учёных мастеров оставили пушки наши. Силой не допущу, чтобы лукавый сосед процветанию нашему противился, душил нас торговой петлёй! А вы, бояре, противясь походам – хуже немцев-ливонцев враги российской державе!


В январе 1558-го года Иван Грозный начал наступление на Ливонию. В прежние времена это был для Руси неодолимый, смертельный враг. Теперь же могущество Русского царства так возросло, что твердыни ливонские падали к ногам воевод одна за другой, а некоторые и вовсе сдавались без боя. Уже к весне 1559-го года армия Ордена была уничтожена, а сам он фактически прекратил существование.

Картина "Осада Нарвы", Борис Артемьевич Чориков. Изображены события 1558-го года


Содержимое доступно в режиме обучения

Но другие балтийские страны всячески противились усилению России. Могущественные державы своего времени – Литва, Польша, Швеция, Дания вступили с Русью в войну за обладание ливонскими землями. Против такой силы шансов у России не было.
Главой русских войск в Ливонии был князь Андрей Курбский.


Содержимое доступно в режиме обучения

Царь пришёл к жене Анастасии, обнял её.

– Чем озабочен, царь Иван? – спросила царица.

– Один я, никому верить нельзя. Курбский далеко, Фёдор Колычёв на Соловках. Только ты у меня осталась.


Ефросинья же стояла у лестницы и подслушивала.


Содержимое доступно в режиме обучения

В горницу вбежал гонец из Рязани с грамотой от Басманова. Царь прочёл, сказал сердито:
– Опять они, бояре-вотчинники, приказу противятся, предают русскую землю. Не дают Басманову защищать город, хотят перейти под власть крымского хана!

– Твёрдым будь! – молвила Анастасия.

– Буду! Вотчинные владения отменю! Земли давать буду только за службу. А кто делу ратному без чести служит – отберу землю!

Полезные ссылки


Содержимое доступно в режиме обучения

– Широко шагаешь, царь Иван, – со злобой прошептала Ефросинья. Княгиня достала из рукава склянку с сильнейшим ядом и добавила его в чашу с водой.

Царь позже исполнил своё решение. По новым правилам каждый землевладелец обязан был службой за землю. И неважно, был ли это худородный дворянин, пожалованный землёй в награду, или же князь/боярин древнейшего рода, которому земля досталась в наследство. Отлынивавших от службы лишали земель.


Содержимое доступно в режиме обучения

Вошёл Малюта Скуратов и доложил:
– Князя Курбского под Ревелем разбили!

"Уж не предал ли Русь князь Андрей?" – невольно подумали и царь, и царица.

Анастасия вскрикнула – настолько неприятно было ей собственное подозрение. Несмотря ни на что, она считала Андрея близким человеком. Иван решил, что жене плохо и кинулся за водой для неё.

Полезные ссылки


Ефросинья незаметно выставила чашу с отравленной водой, чтобы её было видно царю.


Царь схватил чашу и дал выпить жене. Через несколько секунд Анастасия умерла прямо на руках Ивана.

Это случилось 7-го августа 1560-го года.


Содержимое доступно в режиме обучения

План бояр сработал – после гибели любимой жены Иван Грозный утратил интерес к жизни. Он оплакивал Анастасию и позабросил государственные дела.


Содержимое доступно в режиме обучения

Но надёжные помощники царя не допустили боярского произвола. Малюта Скуратов докладывал Ивану:
– Бояре Колычёв, Пухов-Тетерин, Сарохозин в Литву сбежали. Князья Бельский и Глинский, боярин Шереметев пойманы в пути и ворочены в Москву...

И много ещё имён предателей назвал Скуратов.


Время затянуло сердечную рану Ивана, но не исцелило её полностью. В 1651-м году царь женился на черкасской* (кабардинской**) княжне Марии Темрюковне, кавказской красавице.

*Черкасы – в 16-17 веках так называли на Руси население Северного Причерноморья, Кубани, Северного Кавказа.
**Кабарда – историческая область и княжество на Северном Кавказе.

На картинке – Мария Темрюковна, до крещения княжна Кученей


Содержимое доступно в режиме обучения

Война в Ливонии шла с переменным успехом. Побеждали то русские, то их многочисленные враги. И вот, как гром среди ясного неба, пришла в Москву худая весть. Верный Скуратов озвучил её царю:
– Курбский к польскому королю Сигизмунду сбежал!

– Андрей, – схватился царь за сердце, – почему? Чего тебе не хватало? Или шапки моей царской захотел?

– Бояре поднимают народ, – продолжил Малюта, – смущают людей ливонскими поражениями!

Было это в 1563-м или 1564-м году.


Содержимое доступно в режиме обучения

Курбский задумался о побеге после поражения под Ревелем. Он рассудил, что царь заподозрит его в измене. Возможно, у Курбского были основания так думать. Но известно и то, что Иван Грозный прощал неудачи своим верным сторонникам. Курбский решил не рисковать и удрал к королю Сигизмунду.


Содержимое доступно в режиме обучения

– Зовите в Москву Фёдора Колычёва! – велел царь.

– Не доверяй боярам. – посоветовал государю Алексей Басманов. – Окружи себя людьми новыми, из низов пришлыми служилыми людьми, которые всем тебе обязаны и только тебе преданы! Сотвори из них кольцо железное с шипами против врагов твоих! Сына своего Фёдора на дело великое отдаю!

Полезные ссылки


Содержимое доступно в режиме обучения

– Прав, Алёшка! – воскликнул царь. – Братство железное соберём, кольцом себя опояшем. Опричь* тех опричных никому верить не буду. Москву брошу. В Александрову слободу уйду. А в Москву вернусь токмо по призыву всенародному!

*Опричь – кроме. Изначально опричниной называли долю наследства, которая доставалась вдове от мужа.

Полезные ссылки


Помощники были не согласны с решением царя удалиться из Москвы. Они опасались, что бояре захватят власть в стране. Но царь сказал, что народный призыв вручит ему всю полноту власти и позволит решительно бороться с боярским самоволием. В конце 1564-го года царь со всеми ближними отбыл в Александрову слободу* – опричное владение его матери Елены Глинской.

*Александрова слобода – ныне город Александров Владимирской области.

На фото – Александровский кремль, 1911-й год


Содержимое доступно в режиме обучения

На московской площади дьяк зачитал грамоту – послание царя:
– А те князья и бояре, собрав у себя богатства великие, ни о государе, ни о государстве, ни о всём православном христианстве радети не хотят. И от недруга крымского и ливонского, и от немца оборонять христиан отказываются. Но сами над народом насилие чинят. А посему государь царство оставил и стольный град Москву покинул. А к людям посадским и купеческим, и всем христианам Москвы царь гнева не имеет и опалы на них нет!


Содержимое доступно в режиме обучения

Люди слушали речь дьяка очень внимательно. Жадность, гордыня, самодурство бояр всем были хорошо известны, из-за них простой народ давно страдал. А теперь и сам царь пострадал от кровопийц земли русской! Люди обозлились на бояр. Тысячами приходили они в Кремль и к боярским хоромам. Люди требовали вернуть царя и прекратить бесчинство и самоуправство.


Содержимое доступно в режиме обучения

Царь сидел на троне в Александровой слободе, скучал. И внезапно услышал пение тысяч голосов.


Содержимое доступно в режиме обучения

Иван Грозный выбежал на крыльцо и увидел многотысячный крестный ход – люди прошли больше сотни вёрст пешком! Шли священники, воины, мастеровитый и торговый люд. Даже бояре шли – испугались, что народ взбунтуется и пожжёт их.


Содержимое доступно в режиме обучения

Люди опустились на колени, призвали царя вернуться. Тот поклонился им в ответ и пообещал вернуться, чтобы защитить народ от бояр.
Здесь, в Александровой слободе, 5-го января 1565-го года царь провозгласил Опричнину. Вся страна была поделена на Земщину и Опричнину. Опричнина – личный надел царя, особая территория со своим войском и административным аппаратом. Доходы с Опричнины шли напрямую в казну государства. Опричников в то время называли государевыми людьми. Они занимались не только военными действиями, но и управлением землями. Максимально опричников было до 6000 человек. Всё, что не вошло в Опричнину, называлось Земщиной.


Центром Опричнины была Александрова слобода. Опричнина была построена по подобию духовного ордена. Подавляющее большинство опричников были людьми благородного происхождения – как высокородными князьями, так и незнатными дворянами. Все они носили чёрную одежду, похожую на монашескую рясу. Сам царь называл себя игуменом* опричников.
Главная цель Опричнины – слом старой феодальной системы, системы удельного правления бояр и князей, мешавшей создать единое централизованное государство.

*Игумен – настоятель монастыря.

На картинке – воевода-опричник

Полезные ссылки


– Седлай коней! – велел царь Фёдору Басманову. – В Москву скакать! Ради Русского царства великого!

Иван Грозный-5

Давайте ещё немного поговорим о временах Ивана Грозного


Конец