Бой на Калиновом мосту

Русские сказки и былины
Сказ о том, как напали на Русь змеи лютые, многоглавые. Но их встретили на Калиновом мосту три Ивана-богатыря. И завязался бой не на жизнь, а на смерть.
Из истории вы узнаете про: Царь Царица Русские крестьяне Богатыри Древняя Русь + 24

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения

В славном царстве, в стародавнем государстве жили царь и царица. Была у царицы подружка сердечная – поповна. Была у царицы служанка верная – крестьянка Чернавушка.


Быстро время летит, ветром стелется. Родила каждая из них сына-молодца. Царица – Ивана-царевича, поповна – Ваню-поповича, а Чернавушка – Ванюшку, крестьянского сына. Росли сыночки не по дням, а по часам. Скоро стали богатырями известными, хранили меж собой дружбу верную, побраталися.

Полезные ссылки


Вернулись как-то богатыри с охоты, а из светлицы к ним бежит царица, горючими слезами заливается.
– Ох, сыночки мои любимые! Пришла беда на землю Русскую. Не орда явилась треклятая, а напали змеи лютые, многоглавые! Идут через реку Смородину на Калинов мост. Людей в полон берут, землю жгут, бесчинствуют!
– Не тревожься, царица-матушка! – молвили богатыри. – Защитим мы землю Русскую, не пройдут чудища через Калинов мост!


Не привыкли Иваны откладывать. В тот же час, да без отдыха, собрались они в новый поход, в путь-дороженьку. Едут у реки Смородины – пожжено всё, порушено, белеют в земле чёрной человечьи косточки.


Подъехали богатыри ко мосту Калинову. У моста стоит избушка небольшая, но крепкая.
– Здесь задержим мы ворога лютого, будем ждать его, сколько понадобится. Поживём пока в избушке маленькой.

Так и сделали.

Полезные ссылки


Первым выпало сторожить старшему. Облачился Иван-царевич в золочёны латы, взял булатный меч, да к мосту направился. Сторожил он исправно до глубокой ноченьки, а потом уснул, сам того не заметивши.


А братья меньшие на лавки легли, спать-ночевать. Да не спится Ванюшке, тревожится. Встал он с лавки, взял дубинку железную, да пошёл на мост помочь старшему. Смотрит – спит тот богатырским сном, храпит так, что кусты шевелятся.

Полезные ссылки


Вышло тут к мосту чудо-юдное – лютый змей-шестиглавец пожаловал. Погоняет коня, торопится. От шагов его в реке вода пенится, на дубах орлы криком исходятся. Дыхнуло чудище огнём во все стороны – и пожгло всё на три версты.


Поднял Ванюшка дубинку железную, прыгнул прямо под ноги чудищу. Раз взмахнул – три змеиных главы покатилися, два взмахнул – три другие на землю свалилися.
Столкнул он змеиное тело и головы в реку глубокую, да пошёл себе спать спокойненько.


Иван-царевич пришёл в избушку рано поутру:
– Тихо, братцы, прошел дозор, не явился враг на Калинов мост.

Усмехнулся Ванюшка, но ничего не стал сказывать, не стал позорить товарища старшего.


Второй ночью в караул идти среднему. Облачился Ваня-попович в кольчугу добрую, взял копьё крепкое, да пошёл к мосту Калинову. Ходил Ваня туда-сюда, не смыкал глаз, а потом присел на минуточку – и заснул богатырским сном.


А Ванюшка не спит, беспокоится. Как полночи прошло, встал он с лавочки, взял дубинку свою железную и на мост быстрым шагом направился. Видит – спит попов сын, грудь вздымается, дюжий храп по реке разливается.


Тут пошли по реке волны ходуном, затрещал старый лес, закричали орлы громче прежнего. Выезжает к мосту люто чудище. Этот змей ещё больше вчерашнего – девять глав у него, окаянного.


Взял дубинку Ванюшка сподручнее, на чудовище смело набросился. Одним махом снёс три вражьих головы. Но и чудище не растерялося – со всей силы Ванюшку ударило, вогнало его в землю по щиколотку.


Осерчал сын крестьянский, ударил дубинкою – покатились ещё три головы.
– Погоди, богатырь, – молвит чудище, – прошу время для отдыха, по обычаям давним, воинским.
– А людей ты жжёшь по обычаям?
Размахнулся Ванюшка как следует, снёс последние змеевы головы.


После в воду студёну посбрасывал все останки чудовища лютого. Пошёл спать-почивать на лавочку, отдыхать после дела ратного.


– Может, зря мы сюда приехали? – спросил утром Ваня-попович, зеваючи. – Цельну ночь я во тьму таращился, караулил врага вероломного. А его и нет!

Усмехнулся Ванюшка. И опять не стал он рассказывать, как боролся ночью с чудовищем, не стал среднего срамить он товарища.


Подошла третья ночь – черёд младшему караулить мост. Надевает рубаху он белую – как на смертный бой собирается, достаёт дубинку железную, слово молвит верным товарищам:
– Уж не спите вы, братцы старшие, облачитесь в доспехи с вечера, ждите крик мой, бегите на выручку. Чую – сам я не сдюжу противника.


Ровно в полночь пришло чудо-юдище. Вдвое больше, чем змеи прежние. Под копытами дубы валятся, да в испуге орлы разлетаются. Двенадцать голов у чудища, запоёт одна – гром гремит, запоёт другая – бьёт молния. Наземь капает слюна огненна.


Подскочил Ванюшка, не медлючи, снёс дубинкой врагу три головы. Засмеялось чудище злобное, златым когтем по шее чиркнуло – отросли три главы, обновилися.
По Ванюшке ударило чудище, силой лютой на парня обрушилось, вбило в землю до самых коленушек.


Из землицы с трудом витязь выбрался, стал на помощь звать верных товарищей. Да силён богатырский сон – не добудишься. Кинул он по избушке камушком – окна выбил и двери дубовые. Но и так не проснулись товарищи.


От души замахнулся крестьянский сын – сразу шесть голов покатилися. Заревел змей со злобой лютою, так ударил он русского витязя, что вбил в землю до самого пояса.


Златым когтём чиркнуло чудище – все шесть глав тут же заново выросли. А Ванюшка тем временем по избушке швырнул своим поясом, ну а весу в том поясе – пять пудов. Разлетелась избушка по брёвнышку, и проснулись товарищи старшие. Тут же ринулись на Калинов мост.


Помогли они выбраться младшему, стали трое напротив чудовища. Взмахнёт меч – три головы катятся, копьё вдарит – ещё три повалятся, а дубинка махнёт – три другие снесёт, не помилует. Только змей каждый раз ухитряется отрастить свои жуткие головы.


И тогда размахнулся Ванюшка – золотой отбил коготь чудищу. Тут товарищи разом накинулись, порубили змеевы головы, и упало чудовище замертво. А остатки швырнули в реку Смородину.
Отстояли друзья землю Русскую, защитили Калинов мост!


На заре вышел Ванюшка в полюшко, оземь грянулся, обернулся воробышком. Полетел во вражье царство змеиное. Скоро замок увидел диковинный, залетел во светёлку просторную. Три змеихи там горько плакали, по мужьям своим убивалися. И готовили месть они лютую.


– Пусть придут в нашу землю голодную, стану яблонькой я отравленной, – молвит старшая, с золотой косой.
– Как зайдут в края наши безводные, стану я родничком, напою их водой ядовитою, – молвит средняя, с косой серебряной.
– Как пойдут по лесу дремучему, стану я кроваткой удобною, кто приляжет – сгорит синим пламенем! – молвит младшая, с косой медною.


Возвернулся Ванюшка к товарищам:
– Землю Русскую мы от змиев избавили, да осталось их царство поганое, да остались змеёныши малые. Ведь придут они снова когда-нибудь, принесут на Русь беды великие.
– Идём, братцы, в царство змеиное, уничтожим кубло окаянное! – отозвались царевич с поповичем.


Долго шли они степью широкою – там ни зверя, ни птицы, ни ягодки. Точит голод тела богатырские, вдруг пред ними – зелёная яблонька, золотые висят на ней яблочки.

Полезные ссылки


Два Ивана к яблоньке бросились, чтоб отведать яблочек спеленьких. Ну а младший взмахнул дубинкою, искрошил в труху дерево, растоптал плоды зрелые. Осерчали товарищи старшие, но делать уж нечего – едут дальше по царству змеиному. А Ванюшка помалкивал.


Долго едут пустынею жаркою – ни ключа, ни ручья, ни реченьки. Вдруг в песках – родничок серебряный, бьёт водица студёная, чистая.

Полезные ссылки


Только пить собрались товарищи, сгрёб Ванюшка песка цельну горочку и засыпал родник серебряный. Осерчали царевич с поповичем, да деваться уж некуда, и поехали к замку змеиному. А Ванюшка снова помалкивал.


Забрались братья в чащу тёмную, в лес дремучий, в бурелом колючий. Долго едут – ни полянки, ни травушки, а земля сырая, болотная, под копытами так и чавкает. Навалилась усталость на витязей – вдруг кровать перед ними тесовая, отливают бока медью красною. На кровати – перины пуховые да подушки большие и пышные.


Братья старшие лечь примерились, а Ванюшка им путь загораживает, не пущает к кровати, отталкивает. Разозлились царевич с поповичем, за оружие взялись:
– Не сдурел ли ты часом, младшенький?

Тут ворона слетела с дерева, на перины села пуховые – тут же вспыхнула синим пламенем.


Так и ахнули старшие. Изрубили кровать они в щепочки, утопили в болоте остаточки.


Вскоре вышли и к замку змеиному. Тут напали змеихи, змеёныши: жгут огнём, бьют чем-попадя; норовят задушить русских витязей. Да куда уж им справиться, коли змеи не сдюжили старшие?


Убили братья всех змеих и змеёнышей, всё предали огню, всё порушили. Пепел чёрный по ветру развеяли. Ну а после на Русь уж отправились.


Встретил царь их с почётом и славою. Задал пир на весь мир, не пожадничал – ели-пили, гуляли три месяца. Был и я на пиру том весёленьком, да про битву, про бой порасспрашивал. Что запомнил – то и вам поведал, ребятушки!


0