Ч.4 Елизавета Петровна, женщина и политик

Художественные Познавательные Наши истории Исторические

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Елизавета, дочь Петра Великого, заняла отцовский трон в 1741-м году.

https://all-russia-history.ru/elizaveta-petrovna


Она отстранила от власти Ивана 6-го, царя-младенца. Елизавета Петровна сохранила Ивану Антоновичу жизнь, но обрекла его на вечное заточение. Его имя было вычеркнуто из всех документов, а произносить его вслух было запрещено под страхом отрезания языка. Царица запретила обучать Ивана разговаривать, он никогда не должен был узнать, кто его родители и кто он сам.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_VI


В юности Елизавета была обручена с Карлом Августом Гольштейн- Готторпским, принцем Голштинии. Хотя это был брак по договору, молодые люди по-настоящему понравились друг другу и с радостью ждали свадьбы. К несчастью, жених скончался буквально накануне венчания. Это произошло в 1727-м году. Трагедия сильно повлияла на царевну, она никогда официально так и не женилась.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85_%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD-%D0%93%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9


В жизни царицы было несколько фаворитов. Но любила она лишь Алексея Разумовского, казака из Малороссии. Екатерина возвысила своего фаворита, пожаловала графским титулом и чином генерал-фельдмаршала.

https://aif.ru/society/history/vernyy_kazak_kak_aleksey_razumovskiy_stal_nochnym_imperatorom_rossii


Итак, у Елизаветы было всё, о чём другие женщины могли только мечтать - неограниченная власть, несметные богатства, любимый и любящий мужчина. Не было лишь того, о чём мечтала сама Елизавета - детей. Но страна не может жить без наследника. Поэтому Елизавета вызвала из Германии сына своей сестры Анны - Карла Пе́тера У́льриха Гольштейн- Готторпского. Мальчика крестили в православие, и дали имя Петр Фёдорович. После чего царица провозгласила Петра своим наследником, цесаревичем.

Петр Федорович

https://ria.ru/20130701/946779682.html


При этом Елизавета и Разумовский не оставляли мечты завести своих детей. - Матушка, я выписал знаменитого врача Каримальди. Он творит истинные чудеса - несколько правительниц в Европе смогли зачать детей после его лечения!- Хотелось бы, - вздохнула императрица. - Если рожу - обвенчаемся, сядешь царём рядом со мной, а ребёнок наш наследником будет!


Правя российской державой, Елизавета опиралась на мудрые советы вельмож. Главными среди них были: граф Бестужев-Рюмин, канцлер; граф Шувалов, начальник Тайной канцелярии; лейб-медик граф Лесток, француз, благодаря его поддержке Елизавета захватила трон; генерал-фельдмаршал Апраксин. И Разумовский.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2-%D0%A0%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

граф Бестужев-Рюмин


Елизавета Петровна объявила, что ищет невесту цесаревичу. У каждого из вельмож Екатерины было мнение на этот счёт. Бестужев ратовал за принцессу Уэльскую, Лесток - за французскую принцессу, Апраксин - за датчанку, а Шувалов - за польку. Только за немецкую принцессу Фредерику никто не высказался.- У немки нет ни единого шанса, - довольно сказал Лесток. Для него было главное, чтобы невестой не стала именно Фредерика, ведь это сблизило бы позиции России и Пруссии.


Тем не менее, Елизавета Петровна послала гонцов в Пруссию, к родителям Фредерики. Семья была родовитой, но бедной. Родители хотели для дочки лучшей жизни, поэтому с радостью согласились. Принцесса Фредерика и её мать княгиня Иоганна сели в карету и поехали в Россию.


Однажды в гавань турецкой крепости Еникале* без разрешения вошёл русский торговый корабль. Моряков вызвали к местному паше**. Моряки, не ожидая дурного, сели в лодку и приехали на берег.*Еникале - крепость на территории современной Керчи.**Паша - высокий титул в Османской империи, пашами называли генералов и губернаторов.


- Вы осквернили воды солнцеликого султана. - сердито сказал паша морякам. - Что вы здесь делаете?
- Простите нас, мы от шторма укрывались. Мы уже подняли паруса и собираемся уходить, - ответили купцы.- Русским не место здесь! Убейте их! - скомандовал паша янычарам.


Купцы заметили возле паши французского посла Шатарди, которого они не раз видели в Петербурге.
- Месье Шатарди, помогите нам!
Но француз не сделал ничего, чтобы спасти моряков. Их убили.


Бесстужев доложил о происшествии Елизавете. Формально, это был повод для войны.
- Нас подталкивают к войне с Турцией. Но кому это выгодно? - спросила Елизавета и сама же ответила. - Франции. Если Россия нападёт на Турцию, то Пруссия откажется от планов напасть на Францию и атакует Россию. Нам нельзя сейчас объявлять войну Турции! Но и не ответить на оскорбление мы не можем, иначе нас перестанут уважать. Заплатите казакам, сколько попросят, пусть сожгут Еникале до тла и убьют всех!


Граф Лесток в коридоре догнал Бестужева.
- Вы должны переубедить царицу! России выгоднее придерживаться французского курса!
- Запомните, Лесток, - решительно, даже с угрозой ответил канцлер, - Россия выросла. Теперь слабые боятся её, а сильные - ненавидят. Единственный курс, которого мы должны придерживаться - российский!


На официальном приёме в тронном зале турецкие послы с почтением приблизились к императрице.
- Калиф всех правоверных, солнцеликий падишах просит прощения за то, что в Еникале убили русских купцов. Примите этот чёрный алмаз в знак примирения.
- Купцы сами виноваты, ведь зашли в гавань без разрешения, - ответила импертарица. - Примите и вы наши дары, чтобы это происшествие не помешало дружбе России и Турции.
Послам принесли 3 сундука с даргоценностями.


- А теперь мой подарок королю Пруссии! - возвестила императрица. Герольд объявил княгиню Иоганну и принцессу Фредерику. Фредерика удивила Елизавету тем, что ответила по-русски:
- Ты знаешь русский?- Без русского языка не сколотишь и сапога, - ответила принцесса. Возникла секундная заминка, а потом зал огласился дружным смехом. Громче всех смеялась царица. Ей понравилась будущая невестка.


Казаки, подкупленные Разумовским, напали на Еникале, сожгли крепость и убили всех солдат до единого.


Когда вести из Еникале достигли Петербурга, к Елизавете подошёл турецкий посол:
- Ваше величество, объясните резню, которую вы устроили в Еникале! - Какую ещё резню? - притворно удивилась царица. - Мои войска не получали никакого приказа, они все на месте. И кстати, я возвращаю падишаху его подарок. У нас нет мастеров, чтобы огранить чёрный алмаз.


Через несколько дней падишаху Турции привезли подарок обратно. Он удивился:
- А вы вернули императрице её подарки?
- Нет, - ответил вельможа.- Что? Вы понимаете. что унизили меня? Немедленно отошлите её подарки!


В комнату вбежал гонец и доложил, что казаки сожгли Еникале. Падишах пришёл в ярость:
- Меня перехитрила женщина! Воистину, Аллах наделил её великой мудростью! Пока она на троне, не стоит враждовать с Россией.


В знак признания ума русской царицы, падишах послал ей Красное Сердце - огромный рубин с его собственной чалмы. Императрица приняла подарок.
В правление Елизаветы Петровны Россия и Турция не воевали.


Елизавета Петровна высоко ценила живой ум и абициозность Екатерины. Однажды императрица заметила, как в коридоре Фредерика упражняется с саблей Петра 1-го.
- Мой отец по земле ходил, - сказала царица, - сабли ковал, корабли строил. Все знали, что он просто человек. Потому и ленились, и воровали. Он им головы рубил, а они продолжали. А я по земле не хожу, меня люди не видят. Зато и головы не рублю!
И в самом деле, за 20 лет правления Елизавета никого не казнила.


Содержимое доступно в режиме обучения


Елизавета подсторила роман Бецко́го с княгиней Иоганной, чтобы удалить Иоганну от дочери. Императрица знала, что мать Фредерики всегда будет поддерживать Пруссию. А значит - влияние короля Фридриха на будущих правителей России будет чрезмерно большим. И без того Пётр Фёдорович подражал Фридриху и восхищался им.


Когда Иоганну обвинили в шпионаже и отлучили от дочери, императрица переселила будущую невестку в роскошные покои. К этому времени Фредерику уже звали Екатерина. Девушка с восторгом накинулась на подаренные ей роскошные платья.
- А знаешь, сколько у меня платьев? 32 тысячи! - похвасталась царица. - Если вы будете каждый день надевать новое платье, то проживёте ещё больше 87 лет, - мгновенно ответила Екатерина.
- Отлично считаешь. Располагайся милая.


Приехавший из Европы Каримальди осмотрел Елизавету Петровну и нашёл её абсолютно здоровой и пригодной к деторождению. Он прописал ей пиявки, физические упражнения, травы. Надежда Елизаветы на ребёнка вспухнула с новой силой.


Но как ни старалась Елизавета, как ни выполняла все указания врача - всё было напрасно.
- Алёша, отсылай Каримальди. Не помогает его лечение, - сказала через время императрица Разумовскому. - Но родителями мы всё-таки станем. Когда Пётр и Екатерина родят сына, мы заберём его на воспитание и сделаем из него великого правителя.


Через некоторое время Пётр Фёдорович заболел чёрной оспой. В народе поползли слухи, что это Елизавета травит цесаревича.
- Если Пётр умрёт, начнётся смута! - доложил на совете Шувалов. - На площадях снова кричат об Иване 6-м!
- Готовьтесь защищать императрицу, - мрачно сказал Бестужев.


Король Пруссии был очень доволен вестью о смертелной болезни Петра Фёдоровича.
- Россия - колосс на глиняных ногах. Не станет наследника - мы ударим по ним и сокрушим навеки! - заявил прусский король.


Прошло 7 лет. Эти годы запомнились россиянам как мирное, спокойное, сытое время. Елизавета правила мудро, но строго. Она провела перепись населения, устроила первый государственный банк.
Франция соперничала с Австрией за влияние в Европе, а Фридрих готовился объединить Германию под своей рукой.


Елизавета и Разумовский отчаялись завелись собственных детей.
- Видать не судьба, Алёша, - вздохнула императрица. - Да и на Петра с Екатериной надежды всё меньше.


Елизавета вызвала к себе Екатерину:
- Если в следующем году не родишь, то отправлю в самый дальний монастырь, а Петра твоего женю по новой!


Елизавета попросила у главных священников России обвенчать её с Разумовским, но те отказались.
- Пеняйте на себя! - рассердилась Елизавета. - У церкви треть всех пахотных земель и 2 миллиона крепостных при населении страны 15 миллионов. Немедленно начну отбирать у вас земли и раздам их отставным военным!


Елизавета начала немедленно раздавать указания вельможам. И вдруг её речь оборвалась, и она упала в обморок!
- Медикуса! - закричали вельможи.


Оказалось, что у Елизаветы выходили камни из почек. Доктор прописал её микстуру, но всё равно было очень больно.
- Удавить Ивана 6-го! - велела Елизавета, будучи в очень дурном расположении духа.Но Разумовский уговорил Елизавету сохранить Ивану Антоновичу жизнь, но перевести его в Шлиссельбургскую крепость. Так и сделали.


Содержимое доступно в режиме обучения


Угрозы Елизаветы подействовали. В сентябре 1753-го года Екатерина родила мальчика. Ходили слухи, что это был ребёнок Салтыкова, но Пётр признал дитя своим. К тому же мальчик был слишком похож внешне на Петра Фёдоровича.Елизавета забрала ребёнка сразу после родов, понесла его по дворцу на руках:
- На колени перед императором Павлом!


Елизавета не разрешала отцу с матерью видеть сына, воспитытвала его сама. Но и не сослала их в крепость или монастырь. Они по-прежнему жили во дворце.


Оказалось, чо воспитать ребёнка - совсем нелёгкая задача. Павел, как и положено маленькому мальчику, не очень-то понимал мудрые речи и логические доводы Елизаветы Петровны. А Елизавета Петровна не очень понимала, что игра с солдатиками - очень важное и нужное дело.


На двухлетие Павла Елизавета решила устроить торжество в Петергофе. Но Екатерине она запретила выезжать из Санкт-Петербурга. И всё же, рискуя если не жизнью, то свободой, Екатерина приехала.
- Ну ладно, - сказала императрица. - Попробуй тогда научить его на троне сидеть. А то меня он совсем не слушает. Ёрзает и ёрзает, весь в Петра Фёдоровича!


Там же, в Петергофе, Елизавета Петровна и граф Алексей Разумовский тайно обвенчались в небольшой церквушке.
Наука пока не может подтвердить или опровергнуть эту легенду. Но слухи о тайном браке царицы с Разумовским ходили очень долго и упорно.


- Сделаю тебя императором в завещании, Алёша, - сказала после венчания царица.
- Нет, матушка, не нужно. Во всём я покорен твоей воле, но царский венец не приму, - с мягкой решимостью возразил Разумовский.
Граф понимал - если царица назначит его императором, в стране начнётся небывалая смута, погибнут тысячи человек. Разумовский, который никогда не рвался к власти и не был жадным, не хотел такой судьбы для Отечества.


В том же 1756-м году король Пруссии Фридрих закончил приготовления к большой войне.
- Сегодняшний день навсегда останется в истории! - сказал он своим полководцам. - Великая Пруссия объединит немцев, народы в страхе упадут перед нами на коленях. Повелеваю занять Саксонию. На разгром даю 2 дня!Так началась Семилетняя война. Она была настолько масштабной и смертоносной, что некоторые историки даже называют её мировой войной.


- Пруссия напала на Францию и Австрию, заняла Саксонию без боя, - доложил на совете Бестужев.
- Нам нельзя воевать, - сказал генерал Апраксин. - Мы не готовы, в казне мало денег.- Это мировая война. Росия не может остаться в стороне, - возразил Разумовский.
- Если не атакуем, Фридрих подчинит Европу и потом двинет на нас, - добавил Бестужев.


Содержимое доступно в режиме обучения


- Напишите фаворитке французского короля мадам де Помпадур и австрийской императрице Марии-Терезии. Мы образуем союз трёх баб, - усмехнулась Елизавета Петровна.


Содержимое доступно в режиме обучения


На следующий же день на приёме в тронном зале вызвали прусского посла.
- Я, императрица Всероссийская, имея законный повод и желание прекратить бесчинства и посягательства, объявляю Пруссии войну! - возвестила Елизавета Петровна.


Фридрих играл на флейте во дворце Дрездена, столицы Саксонии, которую он только что присоединил к Пруссии. В залу вбежал вельможа:
- Ваше величество, срочное донесение! Россия объявила нам войну.
- Я же просил не отвлекать меня по пустякам! - отмахнулся Фридрих. В своей заносчивости, Фридрих считал, что уничтожит русскую армию за пару недель.Удивительно, как мудрые правители Запада становятся последними глупцами, когда речь заходит о России!


Наступление русских войск в Восточной Пруссии приостановилось - выявились серьёзные проблемы со снабжением. Но это случается на войне частенько. Вельможи сделали кадровые перестановки и дело пошло на лад. Летом 1757-го года русская армия одержала две крупные победы - взяли важный портовый город Мемель* и разгромили немцев под Гросс-Егерсдорфом. Уже готовилось наступление на Берлин, но внезапно заболела императрица, очень тяжело.*Мемель - теперь Клайпеда, Литва.


- Собороваться! - с трудом вымолвила Елизавета Петровна.
Призвали священника. Он совершил таинство соборования - молитву о прощении грехов и исцелении. Такое таинство обязательно совершается над смертельно больными людьми.


Лечил Елизавету никто иной как Михайло Васильевич Ломоносов - крупнейший русский учёный и просветитель.

https://www.culture.ru/persons/9414/mikhail-lomonosov


Ожидая смерти императрицы, вельможи разделились. Воронцов, Шувалов и даже Разумовский встали на сторону Петра Фёдоровича, законного наследника престола. А Бестужев и Апраксин хотели возвести на трон Павла, а регентом провозгласить Екатерину. Им не нравилось, что Пётр собирался заключить с Фридрихом вечный мир и вернуть Пруссии захваченные земли.


При дворе чуть не началось кровопролитие, но неожиданно для всех Елизавета Петровная пришла в себя.
- Алёша! Хочу есть! - слабым голосом позвала она.


Шувалов немедленно явился к императрице и доложил:
- Против вас был составлен заговор - Апраксин, Бестужев, Екатерина. Вот их переписка.
- Апраксина и Бестужева в крепость. А с Екатериной я сама поговорю, - ответила царица.


Бестужева арестовали, отстранили от государственных дел и отправили в ссылку в его имение.


Апраксина бросили в темницу. Но боевой генерал не хотел умирать на дыбе.
- Хорошо, я всё подпишу, - сказал он.
- Овободите, - велел Шувалов. - Слаб оказался генерал, быстро сдался. Но Апраксин лишь притворился. Как только его руки развязали, он напал на палачей. Один против пятерых, без оружия, генерал храбро сражался и погиб с честью.


Екатерина же была беременна и Елизавета Петровна не стала ничего с ней делать. Родилась девочка, Анна Петровна. К несчастью, малышка прожила лишь год с небольшим и умерла от болезни.


Елизавета Петровна вернулась к государственным делам.
- Продолжить наступление на Пруссию! - было её первое повеление. 11 января 1758-го года русские взяли Кёнигсберг - древнюю столицу Пруссии. Все жители присягнули на верность Елизавете Петровне. Великий филисоф Иммануил Кант тоже сделал это. Фридрих Великий так обиделся на горожан, что не посещал Кёнигсберг до самой своей смерти.


Пётр Фёдорович совсем отдалился от жены и сблизился с Елизаветой Воронцовой, своей фавориткой. Она была племянницей канцлера Воронцова.


Императрица позвала Петра и стала допытываться, чем Воронцова так ему понравилась.
- Она же страшная, да к тому же хромая, - сказала царица.
- Я ненавижу вас! - закричал Пётр. - И всегда ненавидел!


В октябре 1761-го года русские войска торжественно вошли в Берлин. Фридрих оказался в шаге от окончательного разгрома. Россия, Австрия и Франция готовились к последнему, сокрушительному удару. Но планам помешала очередная болезнь Елизаветы Петровны.


В декабер 1761-го года Разумовский, Пётр Фёдорович и Екатерина Алексеевна собрались в покоях умирающей. Императрица спутала Разумовского со своим давно почившим женихом Карлом Августом.
- Карл Август, помнишь меня? Мы танцевали минуэт, а потом ты упал навзничь, лежишь с улыбкой. Почему ты улыбался?- Всё хорошо, любимая, - ответил Разумовский.


Елизавета ненадолго пришла в себя и сказала:
- Алёша, я завещание написала. Ваш император - Алексей Григорьевич Разумовский.
- Она бредит, - сказал Пётр Фёдорович.
- Да, конечно, ваше высочество, - согласился Разумовский.


25-го декабря Разумовский сообщил придворным:
- Государыня-императрица изволили в бозе почить!
Так закончилась эпоха Елизаветы. Почившая императрица внесла огромный вклад в развитие русской науки и просвещения, торговли и промышленности. Она стремилась стать достойной продолжательницей славных дел своего отца Петра Великого. Глядя на её свершения сквозь века, мы можем с уверенностью сказать, что Елизавете Петровне это удалось.


Престол занял Пётр Фёдорович, ставший императором Петром 3-м. Он ждал этого дня 21 год. Но его правлению не суждено было продлиться долго.


0