Ч.8 Семён Порошин и Анна Шереметева
Режим обучения доступен только авторизованным пользователям
Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт
Возможности режима обучения:
- просмотр истории в виде слайдов
- возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
- возможность добавить свою, детскую озвучку
- тесты для детей, чтобы закрепить материал
- специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
- ссылки на дополнительные обучающие курсы
Семён Андреевич Порошин происходил из старинного, но бедного дворянского рода. Он учился в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Состоял флигель-адьютантом при царе Петре 3-м. Семён Андреевич считался одним из самых образованных людей свого времени.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Царица Екатерина высоко ценила учёность Порошина. Она взяла его во дворец, чтобы он обучал цесаревича Павла Петровича. Очень быстро наставник завоевал доверие ученика и стал его наиболее доверенным и самым близким человеком.
Как то во время занятий Павел спросил учителя:
- Придёт ли сегодня матушка?
- Не называйте государыню матушкой, она этого не любит - ответил Порошин.
Павлу нравилось заниматься наукой. Больше всего ему хотелось, чтобы царица похвалила его. Но это случалось крайне редко.
Вошёл Никита Иванович Панин - глава российской дипломатиии и главный наставник цесаревича.
- Дайте журнал, - Панин пробежал глазами по листику с отметками и примечаниями. - А это что за предмет "Дойти до сути"?
- Это Шешковский преподаёт, - оживился цесаревич. - Можно по поведению человека понять, врёт ли он, составляет ли заговор.
- Кхм, лучше будем придерживаться классических научных дисциплин, - сказал Панин.
Почти сразу после этого в комнату вошла императрица в сопровождении придворных дам.
- Пожалуйте мне кондуитный журнал, - она взяла папку из рук Панина.
Императрица внимательно просмотрела список предметов, отметки, примечания учителя. осталась довольна. Она перевернула несколько страниц и её взору представилось несколько нарисованных карандашом картинок с обнажённой девицей.- А это ещё что? - удивилась царица.
- Это, матушка, Дидона, в ожидании возлюбленного своего Энея, - тут же ответил Павел Петрович.
- Что-то эта Дидона уж больно на Анну Петровну похожа, - засомневалась царица.При этих словах Шереметева незаметно посмотрела на Порошина.
- С неё и рисовал, - нашёлся Павел.
- Ладно. Не вижу ничего дурного в том, что юноше нравится женское тело, - сказала Екатерина и удалилась.
Анна Петровна Шереметева - фрейлина императрицы. 21-летняя красавица была дочерью графа Петра Борисовича Шереметева, одного из богатейших людей России. Граф владел фантастическим состоянием - у него было 140 тысяч крепостных!
Екатерина со свитой удалились.
- Спасибо, ваше высочество! - поклонился Порошин ученику. - Вы спасли меня и Анну Петровну!
Павел давно подозревал, что Шереметева и Порошин любят друг друга. Теперь он убедился в этом.
- Вы всегда можете рассчитывать на меня, друг мой, - серьёзно ответил Павел. - Более того, я буду вашим сватом. Думаю, Пётр Борисович не откажет будущему императору!
Донельзя обрадованный Семён Андреевич достал из кармана коробочку и раскрыл её:
- Я уже и кольцо купил. Потратил жалованье за три месяца! Можно я обрадую Анна Петровну?- Непременно! Сообщите ей сей час же! - разрешил цесаревич.
Порошин, с трудом сдерживая улыбку, побежал по дворцу. Он нашёл Анну Петровну и отозвал её в укромное место.
- Павел Петрович обещал стать моим сватом, любимая!
- Семён Андреевич, я так рада! Неужели наши мечты сбудутся?Они чуть не прыгали от счастья.
Порошин позволил себе вопрос, который никогда не посмел бы задать при других обстоятельствах.
- Любимая, можно мне поцеловать тебя?
- Тебе можно всё, любимый, всё что хочешь!И они впервые в жизни поцеловались. Это был самый волшебный самый радостный миг их жизни.
Влюблённые и не догадывались, что над их будущим уже нависла туча.
- Никита Иваныч, пора бы вам жениться и обзавестись потомством. Несолидно в вашем возрасте и в ваших чинах в холостяках ходить, - сказала царица Панину.
- Слушаюсь, ваше величество. У меня уже и кандидатка есть на примете, - ответил вельможа.Панину к тому времени исполнилось уже 48 лет. Свататься он надумал к Анне Петровне Шереметевой.
Порошин преподавал цесаревичу фехтование на свежем воздухе:- Покажите итальянский крест, теперь двойной режущий удар. Отлично, ваше высочество!
Уже тише, почти шепотом, Порошин добавил:
- Павел Петрович, я отправил письмо с объяснением графу Шереметеву.- Рад за вас, Семён Андреевич. Помните, что я обещал вам поддержку.
Никита Иванович во дворце подарил Анне Петровне букет цветов и наговорил комплиментов. Другая фрейлина императрицы, Софья Степановна, отозвала его в сторонку.
- Её сердеце занято, не тратьте силы.- И кто же он?
- Степан Андреевич, наставник цесаревича.
Панин немедленно пошёл к Порошину.
- Не смейте приближаться к графине Шереметевой! - пригрозил Панин. - Я запрещаю! Куда ты лезешь с голым задом?
- Зато у меня нет долгов.
- Об этом не беспокойся, я всегда отдаю свои долги.
- Вы себя в зеркале видели? Вы же почти старик!
- И тем не менее, она станет моей женой!
Во время совещания во дворце Екатерина услышала игру на скрипке. Звучал "Марш Петра" - любимая мелодия Петра 3-го.
- Кто играет? - спросила она.
- Порошин учит играть наследника, - ответили вельможи.- Павел Петрович становится слишком похож на отца, - недовольно сказала царица.
Екатерина пришла к сыну и велела Порошину прекратить играть. Она обратила внимание, что Павел вместо уроков расставил на столе солдатиков.
- Я воссоздаю битву при Цорндорфе. - пояснил Павел. - Фридрих Великий командовал прусской армией. У Фридриха было в 2 раза меньше солдат, но он почти выиграл!- Он сбежал! А Григорий Орлов был трижды ранен, но остался на поле боя! - рассердилась царица.
- И всё равно, я хочу быть как Фридрих Великий, а не как Григорий Орлов, ваш фаворит! - прокричал цесаревич.
- Семён Андреевич, вы уволены, - сказала Екатерина.
Царица осмотрела комнату и заметила на стене портрет Петра Фёдоровича. Павел Петрович недавно нашёл его в чулане, вместе со скрипкой отца.
- Унесите портрет. И скрипку тоже, - велела царица.- Теперь я понимаю, почему отец не любил вас! - воскликнул наследник.
Семён Андреевич, понурив голову, шёл из дворца. Его карьера была разрушена, жизнь сломана. Но хуже всего то, что теперь у него не было ни единого шанса добиться руки возлюбленной. И вдруг возле него остановилась карета.
Дверца кареты открылась, показалось довольное лицо цесаревича: - Семён Андреевич, садитесь, поедем свататься к Шереметевым! Окрылённый, полный надежд Порошин сел в карету. Но уехать из дворца им не удалось.
Карету остановил Панин, он велел Порошину выйти.
- Семён Андреевич, вы понимаете, что подставляете цесаревича в тот момент, когда на его место метит сын Орлова? Граф Шереметев не примет вас. Императрица только что объявила Анну Петровну невестой. Моей невестой!
Порошин поник.
- Прощайте, Павел Петрович. Спасибо вам за всё.
Увольнение Порошина состоялось в 1766-м году.
Когда бывший наставник ушёл, Панин сказал цесаревичу:
- Павел Петрович, я все силы отдаю, чтобы защитить вас. А вы вытворяете бог знает что!
Порошин сделал ещё одну отчаянную попытку - он пошёл к самой императрице:
- Ваше величество, смилуйтесь! мы с Анной Петровной любим друг друга, не разлучайте нас!- Ничем не могу помочь, - сухо ответила царица. - Свадьба Анны Петровны и Никиты Иваныча состоится.
Свадьбу графини Шереметевой и графа Панина назначили на май 1768- го года. Анна Петровна всё это время умоляла отца разрешить ей жениться на Порошине, но тщётно. И вот, перед самой свадьбой, она снова пришла к отцу.- Папенька, не губите! - упала она на колени. - Не люб мне Панин, я лушче утоплюсь, чем пойду за него!
Граф Шереметев недавно похоронил жену, которую нежно любил всю жизнь. Слова дочки тронули его.
- Ну хорошо. Все знают, что Никита Иваныч - игрок и скупердяй. Утром от него прислали подарок. Вместе откроем. Если там какая-то безделица грошовая - так и быть, отменю свадьбу. Не хочу, чтбы ты жила со жмотом.
Никита Иванович Панин был картёжником, играл по-крупному и постоянно был в долгах. Но на днях ему улыбнулась удача. Царица отказалась принимать подарки от османского посла, паши Джерана. Панин тайно встретился с послом.- Отдайте подарки мне, а я передам их её величеству. Даю вам слово! - пообещал Панин.
Послу было опасно возвращаться в Константинополь с подарками - султан суров с теми, кто не выполнил приказ.- Хорошо, я вам верю. Забирайте подарки, - сказал Джеран.
Среди тех подарков была пудреница - очень красивая золотая безделушка, украшенная бриллиантами и изумрудами. Она особенно понравилась Панину. Вот только он не знал, что в пудре был вирус оспы. Оспа предназначалась для Екатерины - турецкий султан хотел убить её!
Шереметев достал пудреницу и изумился:
- Вот тебе и Никита Иваныч! Да это же целое состояние! Если такой человек тратит на подарок столько денег - значит, у него к тебе есть чувства. Что ж, тогда быть свадьбе. Как открыть эту вещицу?
Глотая слёзы, Анна взяла пудреницу:
- Вот здесь ключик.
Девушка открыла пудреницу и вдохнула ядовитый воздух. Чёрная оспа попала в её организм.
- Если ты не хочешь мне счастья, - сказала Анна Петровна, - то я пойду на бал и буду умолять царицу. Она женщина, не откажет мне!
Через несколько дней во дворце проводился торжественный бал. Анна Петровна пришла на него уже больной - у неё был жар, её лихорадило, она струдом держалась на ногах.
Шатаясь, она подошла к царице, упала на колени:- Ваше величество, заступитесь! Не выдавайте за Панина, у меня есть возлюбленный!
- Ничем не могу помочь, - ответила Екатерина. - Всё уже решено.
Содержимое доступно в режиме обучения
Шереметева с трудом поднялась. Панин подошёл к ней с цветами, но она даже не взглянула на него.
Анна Петровна не смогла уйти с бала, она потеряла сознание. Её подхватил Григорий Орлов и вынес на свежий воздух. Позвали придворного лекаря, Роджерсона. Доктор осмотрел Шереметеву и тут же позвал Екатерину.
- Это чёрная оспа, - сообщил Роджерсон. - Нужно немедленно отвезти больную в отдельное помещение. Никого не подпускайте к ней!
Анну Петровну увезли в летний домик Шереметевых. К ней никого не пускали, ухаживать за ней отрядили Сашку, крепостного мальчика. Уже тогда знали, что дети гораздо легче переносят оспу, чем взрослые.
Петр Борисович Шереметев целыми днями стоял у стеклянных дверей домика, смотрел на умирающую дочку и плакал.
- Доченька, выходи за кого хочешь, только живи!
В ворота усадьбы пришёл Порошин. Раньше Шереметев не впускал его, но теперь позволил войти.
- Я люблю вас, Анна Петровна, - сказал Порошин, глядя на любимую через стекло.Но Анна Петровна не могла ответить, она была без сознания.
Тем же вечером молодая графиня Шереметева скончалась. Её похоронили в закрытом гробу, чтобы больше никто не заразился оспой. Анне Петровне было 23 года.
Семёна Андреевича Порошина отправили командовать полком в город Ахтырку. Он так и не смог примириться с утратой и умер через год от горя, будучи 28 лет от роду.
Комментариев пока нет