Нахимов ч.2 Синопское сражение

Фильмы художественные Исторические
Синопское сражение – последняя великая битва парусного флота. Адмирал Павел Степанович Нахимов атаковал турецкую эскадру, стоявшую в полной боевой готовности в удобной Синопской бухте под прикрытием мощнейших береговых батарей. Благодаря мудрому командованию, слаженным действиям, опыту и мужеству матросов, русская эскадра наголову разбила турок.
Из истории вы узнаете про: Крым Великобритания (Англия – её главная часть) Франция Турция (бывшая Османская империя) Италия (Сардиния входит в её состав) + 35

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения


Крымская война началась 4-го октября 1853-го года. И началась она с вопиющих ошибок царя Николая Павловича и его министров. Царь был уверен, что Англия и Франция не договорятся между собой. Николай Павлович готовил планы для войны против одной лишь Турции. А в итоге против России сформировалась коалиция – Британия, Франция, Османская империя и Сардинское королевство.

Франц Крюгер, "Портрет Николая 1-го"


Британская империя в середине 19-го века – истинная владычица морей, сверхдержава, над которой никогда не заходило солнце. Канада, Австралия, Индия, Южная Африка – список владений британской короны можно продолжать ещё долго. Ведущую роль британского флота в каждом океане Земли никто не оспаривал со времён Трафальгарской битвы 1805-го года, когда адмирал Нельсон разбил флот Наполеона. Британия видела в России самого сильного соперника в борьбе за влияние в мире. Лондон собирался изгнать Россию из Крыма, Кавказа, черноморского побережья, Закавказья, Средней Азии и Америки.

Британская империя в конце 19-го века


Во Франции в 1853-м году правил император Наполеон 3-й, племянник Наполеона Бонапарта. Французская империя владела многими странами на разных континентах, хотя и сильно уступала в размерах Британии и России. Тем не менее, французский флот был неоспоримо вторым после британского. В стране целенаправленно и весьма успешно подогревались реваншистские настроения. Император и военные круги мечтали отомстить России за поражение Наполеона Бонапарта. Из четырёх членов антироссийской коалиции, Франция отправила на войну самые многочисленные военные силы.

"Наполеон 3-й", Ипполит Фландрен


Сардинское королевство не имело претензий к России. Однако это амбициозное государство считало, что именно оно должно сыграть ведущую роль в грядущем объединении Италии. Сардинский король Ви́ктор Эммануи́л 2-й хотел заручиться поддержкой сильных мира сего, а потому вступил в антироссийскую коалицию. Крохотная Сардиния отправила на войну в Россию почти всю свою армию – 18 тысяч человек.

Сардинское королевство на карте Италии, середина 19-го века


Османская империя была единственной в коалиции, кто имел хоть какое-то моральное право воевать против России. Османы рассчитывали вернуть себе Крым и Кавказ, вынудить Россию перестать поддерживать христианские народы Турции.

Дни славы турецкого государства давно прошли. Империя безнадёжно отстала от Запада и России экономически и технологически. И всё же, турки оставались храбрыми воинами. В сочетании с западным оружием и командованием, это была грозная сила.

Османская империя в 1830-м году


Непосредственным же поводом к войне было российское требование протекции (покровительства) над всеми христианами Османской империи. Турция сначала пообещала выполнить требование, но потом пошла на поводу у Англии и отказала России.

Невольничий рынок в Османской империи. На подобных рынках продавали христиан, в том числе – русских


Николай Первый совершил ещё одну громадную ошибку. Он рассчитывал на поддержку Пруссии и Австрии, но те объявили враждебный нейтралитет. На границе с Австрией даже пришлось держать внушительное войско, которое очень пригодилось бы в Крыму.

Австрийские пехотинцы, 1848-й год


Содержимое доступно в режиме обучения

Но несмотря на все ошибки, Крымская война могла бы пойти по другому пути. Для этого морскому министру князю Меншикову следовало бы принять план адмирала Нахимова. Павел Степанович Нахимов предлагал собрать весь Черноморский флот в единый кулак и первыми ударить по проливам Босфор и Дарданеллы. При этом адмирал не хотел отбирать у турок Константинополь, чтобы не злить их сверх меры. Но контроль над проливами должен был перейти к России. Тогда ни один вражеский корабль не смог бы войти в Чёрное море. Сухопутного же вторжения из Европы Россия не опасалась, так как во внутренних российских землях у врагов не было шансов на победу.


Проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря.


Но Меншиков беспечно отмахнулся от плана Нахимова. Вместо Босфора, князь послал адмирала с небольшими силами нарушить морское сообщение между турецкими городами Синопом и Батумом (ныне Батуми, Грузия).


Содержимое доступно в режиме обучения

По пути на юг эскадра попала в шторм. Матросы и офицеры самоотверженно сражались со стихией, спасая свои корабли.

Полезные ссылки


Содержимое доступно в режиме обучения

Павел Степанович держал свой флаг на линейном корабле "Императрица Мария". Это был 84-пушечный линейный корабль, которым командовал капитан Пётр Иванович Барановский.

– Люди едва на ногах стоят, – сказал Нахимов Барановскому. – Отправь первую вахту спать на 2 часа.


Содержимое доступно в режиме обучения

Изнемождённые матросы засыпа́ли, едва забравшись в гамаки.


Содержимое доступно в режиме обучения

Благодаря опыту и самоотверженному труду офицеров и матросов ни один русский корабль серьёзно не пострадал и не требовал захода в порт для починки.

Утром, когда буря успокоилась, Нахимов разглядел сквозь рассеивающийся туман небольшой пароход. Это был русский корабль "Бессарабия".

– Курьер от его светлости князя Меншикова! – прокричали с "Бессарабии". – Турция объявила войну России!

Война была объявлена 4-го октября 1853-го года.


Содержимое доступно в режиме обучения

– Итак, война объявлена, – сообщил эскадре Нахимов. – Турки сами напали на нас. В добрый час! До Синопа не более 40 миль!


А. В. Ганзен "Линейный корабль "Императрица Мария" под парусами" (флагман Нахимова)


Русская эскадра на всех парусах помчалась к Синопу. 10-го ноября в 6 утра эскадра блокировала Синоп, заперев турецкие корабли в бухте. На тот момент под началом Нахимова было всего 3 корабля, а у турок – 12, не считая нескольких вооружённых торговых судов. Перевес был столь явный, что турки ни о чём не беспокоились.

Мыс и город Синоп


16-го ноября из Севастополя прибыли подкрепления. Контр-адмирал Фёдор Михайлович Новосильский привёл сильную эскадру. Теперь ситуация почти выровнялась – 8 боевых кораблей у русских против турецких 12. Русские корабли были мощнее, на них было больше пушек. Но не стоит забывать, что турецкий флот находился под прикрытием береговых орудий, размещённых на господствующих высотах и надёжно прикрывавших бухту. Турки по-прежнему считали, что они в полной безопасности. Они были уверены, что русские не решатся атаковать.

"Великий князь Константин" – флагман эскадры Новосильского, 120-пушечный линейный корабль.


Содержимое доступно в режиме обучения

17-го ноября Нахимов собрал совет на флагмане:
– Черноморский флот всегда был отличником на учениях, чем я безмерно горжусь. Пришла пора применить ученье к делу. Нам надлежит войти в бухту и встать на якорь, заведя в шпринг (специальные канаты вдоль бортов, благодаря которым корабль не вертится относительно опущенного якоря). При входе в бухту нас встретит шквальный огонь береговых батарей и всей турецкой эскадры. Замешкаем – погубим дело. Входить в бухту будем двумя колоннами, не одной, и занимать места согласно диспозиции. Правую колонну поведу я, левую – Фёдор Михайлович. Действуйте по обстановке, не ждите сигналов с флагмана. Ну, с богом, прошу по кораблям.


Содержимое доступно в режиме обучения

В ночь перед боем матросы в кубрике укладывались спать. Рыбаков сказал Петру Кошке:
– Гляди, завтра проверим, какой ты есть первый наводчик на флоте!

Полезные ссылки


Содержимое доступно в режиме обучения

– А что, помяни, брат, моё слово – попаду туркам в крюйт-камеру (пороховой склад) с третьего раза! – уверенно заявил комендор Кошка.

Матросы рассмеялись.

– Ну и врёт! – изумился Рыбаков. – Да что ж такое, братцы? Ведь врёт же!

А Кошка только усмехнулся в ответ – завтра, мол, сам увидишь.


Содержимое доступно в режиме обучения

Состоялся совет и у неприятеля. Турецкий вице-адмирал Осман-паша обратился к офицерам:
– На полях Молдавии и Валахии наши войска начали победоносную войну. А мы здесь, на востоке Чёрного моря, должны установить своё господство. Уничтожим русских всюду, где они осмелятся нам противостоять. Поступим, как сказано в Коране: "Лев разорвёт собаку, если собака приблизится к нему"!


Содержимое доступно в режиме обучения

Осман-Паша остановил взгляд на одном из офицеров – это был европеец, британский капитан Адольфус Слейд.

– Желает ли наш английский друг и соратник, разум и опыт которого мы высоко ценим, что-то добавить? – спросил адмирал.

– Нет, – коротко ответил британец.


Содержимое доступно в режиме обучения

Утром 18-го ноября (1-го декабря по новому стилю) Нахимов велел дать сигнал: "Эскадре приготовиться к бою". Нужные флажки были немедленно подняты. Выстроившиеся на палубе барабанщики били дробь. Матросы и офицеры бросились на свои боевые позиции. Комендоры разбились на расчёты и встали у своих пушек.


Содержимое доступно в режиме обучения

На ветру веяли гордые Андреевские флаги. Русская эскадра на всех парусах шла в бой.


Содержимое доступно в режиме обучения

Осман-паша смотрел в подзорную трубу на идущую на всех парусах русскую эскадру.

– Идут двумя колоннами, что-то неожиданное. Намереваются атаковать в лоб! – не поверил своим глазам турецкий адмирал.


Содержимое доступно в режиме обучения

К Осман-паше обратилось двое младших английских офицеров, помощников Слейда:
– Капитан Слейд просил передать, что занял крайнюю позицию при выходе из бухты.

– Да, отличная позиция! – оценил адмирал.

– Кроме того, он просил отпустить нас на его пароход.

– Нет, я ценю присутствие английских друзей на своём корабле. Прошу не покидать меня, ваши советы бесценны. Я буду счастлив разделить с вами славу победы. Взгляните, друзья, аллах помрачил разум русских, они идут прямо под огонь наших береговых батарей!


Содержимое доступно в режиме обучения

Турки встретили нашу эскадру огнём из всех орудий, корабельных и береговых. Русские корабли заняли позиции и открыли шквальный огонь в ответ. Древняя бухта наполнилась громом выстрелов. Ветер едва успевал развеивать густые пороховые облака. На палубы сыпался сорванный снарядами такелаж. После каждого попадания в борт, щепки с огромной скоростью разлетались во все стороны, раня и убивая матросов не хуже картечи.


Содержимое доступно в режиме обучения

И всё же превосходство русских кораблей и экипажей давало о себе знать. Метким огнём наши моряки накрывали береговые батареи одну за другой. Турки бросали пушки и спасались бегством.


Турецкие корабли, объятые пламенем, один за другим выбрасывались на берег, чтобы не достаться русским.

И. К. Айвазовский. "Синопский бой", 1853


Содержимое доступно в режиме обучения

Комендор Кошка, наводчик флагманского корабля "Императрица Мария" спешил выполнить своё обещание – попасть снарядом туркам в крюйт-камеру. Первые два снаряда, во имя Отца и Сына, прошли совсем рядом с целью.

– Ну а этот во имя Святого духа! Товсь! – крикнул Кошка.

– Батарея, огонь! – скомандовал младший офицер.


Русский снаряд попал точно в крюйт-камеру турецкого корвета "Гюли Сефид". Корвет взорвался, выбросив вверх густой стоб пламени и дыма, словно на мгновение превратившись в вулкан.

А. П. Боголюбов. "Синопский бой 18 ноября 1853 года"


Содержимое доступно в режиме обучения

Нахимов на радостях спустился на артиллерийскую палубу:
– Одним кораблём меньше! Молодцы, комендоры!

– Ура! – дружно отозвались довольные артиллеристы.


Содержимое доступно в режиме обучения

Через несколько минут к лейтенанту Буруно́ву подбежал испуганный боцман:
– Ваш бродь (сокращение от "ваше благородие"), в крюйт-камере пожар!

Из порохового склада валил густой чёрный дым – ещё немного и русский корабль взлетит на воздух!


Содержимое доступно в режиме обучения

– За мной, братцы! – закричал Бурунов и первым прыгнул в крюйт-камеру.

Моряки взяли в руки багры, топоры и бросились вслед за офицером. Благодаря их самоотверженности, пожар удалось погасить. Опасность миновала.


Под самый конец боя к русским пришли подкрепления – 3 пароходофрегата: "Одесса", "Крым" и "Херсонес". Вооружения на них почти не было, всего по 12 пушек на каждом. Тем не менее, они успели поучаствовать в битве.

"Пароходофрегат "Одесса" выходит в первый рейс, 10 мая 1843 года". Рисунок Е. В. Войшвилло


Содержимое доступно в режиме обучения

– Теперь пора, – сказал Нахимов, глядя на турецкий флагман, последний корабль противника, ведущий бой. – На "Аунни Аллах" направить весь огонь! Мы заставим его спустить флаг!


Содержимое доступно в режиме обучения

Слаженный огонь сотен русских орудий быстро превратил гордый турецкий фрегат в пылающие обломки. Матросы прыгали в море, спасаясь от огня.

"Аунни Аллах" пал, его останки затонули.


Синопское сражение завершилось полной победой русского флота.


Содержимое доступно в режиме обучения

Турки взорвали суда, стоявшие в порту, чтобы те не достались противнику. Огонь сразу перекинулся на древние улочки Синопа. Тушить пожар было некому – гарнизон либо разбежался, либо был убит.


Содержимое доступно в режиме обучения

Нахимов посмотрел на часы:
– Ну вот, всё дело заняло 3 часа 5 минут, запишите это в журнал. Пошлите матросов в город тушить пожар. Население, поди, разбежалось – думают, мы будем их резать. Прикажите переводчикам объяснить синопцам – мы не воюем с мирными!


Содержимое доступно в режиме обучения

Русские матросы сильно устали. Но они понимали, что кроме них, некому бороться с огнём. Высадившись на берег, они потушили пожар, спасли множество жизней.


Содержимое доступно в режиме обучения

На русский флагман доставили пленных турок, среди них – раненого Осман-пашу.

– Встать! – велел Нахимов.

Турецкие офицеры помогли раненому адмиралу подняться. Осман-паша взял свою саблю, поцеловал её и отдал Нахимову.

– Могу только сожалеть, что дожил до этого дня, – горько молвил турецкий адмирал.

Полезные ссылки


Содержимое доступно в режиме обучения

– Быть может, у вас есть пожелания, просьбы? – спросил Нахимов, приняв саблю.

– Ваши матросы спасли меня и многих раненых с горящего корабля, рискуя своими жизнями, – ответил Осман-паша. – Я прошу вас наградить их. Я вынужден благодарить врагов, а не друзей. Друг и советник капитан Слейд покинул поле боя.

– Обмануты не только вы, обманута вся Турция. Пока вы не ссорились с Россией, всё было хорошо. Наслушались западных советников – началось большое несчастье!


Содержимое доступно в режиме обучения

Среди пленных было и двое молодых англичан – помощники Слейда.
– Ну, господа, что делать с вами? – спросил Нахимов.

– Мы не ваши пленные, а английские подданные, офицеры британского флота. Мы случайно оказались на турецком корабле! – высокомерно ответил англичанин.

– Вы взяты на турецком корабле, одеты в турецкую военную форму. Так что позвольте считать вас пленными наравне с турками!

Англичан увели с остальными пленными.


Содержимое доступно в режиме обучения

20-го ноября русские корабли снялись с якоря и выдвинулись в Севастополь. Некоторые корабли были сильно повреждены, лишились почти всего парусного снаряжения. Тут и пригодились пароходофрегаты – они взяли повреждённые корабли на буксир.


Содержимое доступно в режиме обучения

22-го ноября по севастопольским улицам пронеслись радостные вести – победоносная эскадра возвращается! Отставные офицеры и торговцы, мастеровой люд и барышни, мальчишки и чиновники – все бросили свои дела и побежали в гавань, встречать героев.


Содержимое доступно в режиме обучения

Люди заняли весь севастопольский берег. Они срывали шляпы, кричали "Ура!" По щекам катились слёзы радости. Оркестр играл торжественный марш.


Содержимое доступно в режиме обучения

Нахимова встречал лично адмирал Владимир Алексеевич Корнилов. Товарищи крепко обнялись.

– Ура, Павел Степанович! Славная победа!

Полезные ссылки


Синопское сражение было последней крупной битвой парусного флота. 1-е декабря, день победы в этой битве, отмечается как День воинской славы России. Эта победа так напугала недругов России, что они сформировали антироссийскую коалицию. Прошла зима, и в марте 1854-го года Англия и Франция объявили России войну. Вслед за ними это сделала и Сардиния.
Коалиция собирала гигантский, невиданный доселе флот – армаду вторжения. Они были уверены, что в считанные недели захватят Крым и вынудят Россию капитулировать.

Высадка французов под Евпаторией в Каламитском заливе

Нахимов ч.2 Синопское сражение

Давайте ответим на пару вопросов по этой истории


Конец