Как немецкая принцесса Фредерика стала Екатериной Алексеевной

Художественные Познавательные Наши истории Исторические

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

В 1744-м году Кристиану Августу, правителю маленького немецкого княжества Ангальт-Цербст, доставили важные вести. Его дочь Софью Августу Фредерику пригласили на смотрины в далёкую Россию. Она стала одной из кандидаток в жёны наследнику русского престола.

Кристиану Август

https://xn--2-7sbasbsl1azs.xn--p1ai/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8/%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%86/


Недолго думая князь отправил жену Иоганну и дочь Фредерику в далёкую Россию. Свадьба с русским цесаревичем была отличной возможностью поправить финансовое положение княжеской семьи. Дела обстояли так плохо, что у юной принцессы даже не было денег на проезд и на наряды. Княгиня и принцесса отправились в путь в скромной карете, которую наняли на выданные русскими 100 таллеров.


В пути Фредерика с увлечением читала книги о России и изучала русский язык. А княгиня всю дорогу ворчала. Ей не нравилась карета, не нравилась еда, дорога и цель путешествия. - Россия - азиатская страна, которая хочет командовать Европой, - сказала княгиня. - Значит, я стану азиаткой и буду командовать Европой, матушка, - ответила Фредерика.


Фредерика была девушкой образованной, изучала философию, увлекалась литературой. У принцессы сложились романтические представления о её будущем муже. Она ожидала встретить героя, рыцаря на белом коне. Но в реальности всё окажется иначе.


В нескольких часах пути от Петербурга, карета перевернулась. Женщины очень испугались.
- Мы умрём от холода в неизвестном русскому лесу, если нас сперва не съедят волки! - воскликнула княгиня.


Не успели они позвать на помощь, как дверца кареты отворилась. Показалось лицо молодого красавца князя Салтыкова. Его послали встретить немецкую принцессу. Екатерина же ошибочно решила, что это её будущий муж. Салтыков доставил немок в ближайшую таверну, где они пришли в себя и отогрелись.


Карету починили и немки прибыли ко дворцу. Возле главного входа стояли придворные. Они увидели простенькую карету и закричали кучеру:
- Ты что? Здесь парадный вход для важных гостей. Езжай на задний двор!Кучер подчинился и повёз путниц через чёрный ход. Княгиня Иоганна была очень унижена такой встречей.


У принцессы болела нога. Салтыков, как истинный джентельмен, занёс её во дворец на руках.
- Спасибо, выше высочество! - с улыбкой сказала принцесса.
- Высочество? - удивился Салтыков. - О нет, я всего лишь камергер, друг его величества.


Принцесса была разочарована, но не подала виду. Ей приглянулся этот русский, но она хотела быть верной женой, поэтому загнала чувства в дальний угол.
- Как мне понравиться его высочеству? - спросила Фредерика.- Вам нужно понравиться не ему, - ответил Салтыков. - Вам нужно понравиться её величеству Елизавете Петровне.


Содержимое доступно в режиме обучения


Елизаветна Петровна была дочкой Петра Великого. Она правила страной с 1741-го года. К моменту приезда Фредерики, императрице исполнилось 35 лет. Своих детей у Елизаветы не было, но ей очень этого хотелось. Заботясь о наследовании русского престола, она решила пораньше женить своего племянника.


Племянником императрицы Елизаветы и возможным
женихом Фредерики был Пётр Фёдорович. Русский цесаревич родился в Германии и воспитывался там же. В Россию он переехал только в 14 лет. До принятия православия его звали Карл Пе́тер У́льрих. Матерью Петра была Анна, дочь Петра Великого, а отцом - Карл Фридрих, герцог Гольштейн-Готторпский. Пётр Фёдорыч плохо говорил по-русски и считал, что ему было бы лучше править в Швеции или в Германии.


Юная Фредерика ожидала, что её сразу представят жениху и императрице. Однако к ней в комнату пришёл граф Лесток - француз, важный вельможа при дворе и по совместительству доктор.- Ваше сиятельство, пожалуйте на осмотр. После этого вас представят ко двору.


Содержимое доступно в режиме обучения


Осмотр показался княгине Иоганне очень унизительной вещью. Её дочь, урождённую немецкую принцессу, родственницу прусского короля, будут осматривать, словно наложницу? Но сама Фредерика отнеслась к этому спокойнее:- Осматривайте, граф.
Лесток ощупал и осмотрел принцессу, проверил её зрение и слух. Он пришёл к выводу, что Фредерика здорова и её можно допустить ко двору.


На следующий день у Елизаветы Петровны был важный приём в тронном зале. Она принимала послов Османской империи, отношения с которой были на грани войны. Как было принято, Россия и Турция обменялись подарками. Когда с самыми неотложными делами было покончено, Елизавета громко сказала:
- А теперь мой подарок послу Пруссии!
И статс-дама тут же объявила:
- Принцесса Фредерика Августа с матерью Иоганной, княгиней!


Императрица неспроста сказала о подарке Пруссии. Дело в том, что помимо Фредерики было ещё 4 возможных невесты. Это принцессы из Франции, Польши, Дании и Британии. Так что это был не только выбор жены для цесаревича, но и выбор в пользу той или иной страны. По политическим соображениям Елизавета решила выбрать Пруссию.


Княгиня и принцесса подошли к трону, изящно поклонились Елизавете Петровне. Их платья выглядели скромно на фоне блистающих нарядов русских аристократок, поэтому немки чувствовали себя немного не в своей тарелке.


- Я помню вашего брата Августа, дорогая Иоганна. Он был моим женихом, но умер перед самой свадьбой, - сказала Елизавета княгине по-немецки.
- Спасибо, ваше величество, я скорблю о нём. Жаль, что нам не суждено было стать своячницами, - с благодарностью ответила княгиня Иоганна.


Фредерику императрица тоже приветствовала по-немецки. А та ответила ей по-русски, хоть и с сильным немецким акцентом:
- Здравствуйте, выше величество!
- Ты знаешь русский? - очень удивилась царица.- Без русского языка не сколотишь и сапога! - ответила принцесса.


Императрица замерла в изумлении, зал затих. Княгиня Иоганна решила, что её дочь сказала по-русски что-то очень глупое и теперь их с позором отправят домой. Фредерика и сама так подумала. Но тут Елизавета прыснула со смеху, рассмеялись и придворные. Фредерика понравилась императрице, её шансы стать женой цесаревича значительно выросли.


Фредерику и её мать разместили в скромных комнатах. Принцесса готовилась к первой встрече с женихом, очень хотела понравиться ему. Она старательно повторяла перед зеркалом по-русски:
- Здрвствуйте, выше высочество, я так рада с вами познакомиться!


Немки не знали, что Елизавета Петровна приказала следить за ними. В тайной коморке за стенкой их комнаты сидел согладатай. Он подслушивал за ними через незаметную щель в картине и записывал всё самое важное.


На следующее утро принцесса Фредерика и Пётр Фёдорович встретились в саду. Цесаревич отнёсся к принцессе весьма прохладно - не улыбнулся, не обнял, ласкового слова не сказал.
- По-немецки не разговаривайте, - предупредил Пётр. - Тётушка не разрешает. У неё повсюду глаза и уши.


Пётр угостил Фредерику апельсинами - ей очень понравилось.


А потом он показал ей своих потешных солдат:
- Вот, каждый день тренирую их маршировать.
- У вас есть потешные солдаты, как у Петра Великого? - удивилась принцесса.
- Да.
Цесаревичу пришлось по душе, что Фредерика много знает о его великом деде.


Далеко не всем нравились успехи Фредерики при русском дворе.
- Мы должны помешать свадьбе, - сказал французский посол Шатарди своему товарищу Лестоку. - Вот яд. Он действует медленно. Достаточно дать его два раза с перерывом в один месяц и всё будет кончено.- Это обойдётся Франции в 50000 экю, - ответил Лесток. - Я согласен.


У Лестока была любовница на дворцовой кухне - итальянка Джемма. Лесток уговорил ей подлить яд в пищу Фредерики.


Фредерика ничего не подозревала и с упоением готовилась к роли будущей русской царицы. Она учила русский язык, обучалась танцам и дворцовой походке. А чтобы не терять время, она решилиа совмещать эти занятия. Этим она поразила своих учителей. И заслужила уважение Елизаветы Петровны, когда та узнала об этом от шпионов.


Пётр Фёдорыч поделился с принцессой своей страстью - игрой на скрипке. Он действительно здорово играл и принцесса искренне восхищалась этим. Ей казалось, что они с цесаревичем обязательно поладят, а со временем и полюбят друг друга. Но что-то мешало этому, словно вокруг Петра Фёдорыча была какая-то стена.


Однажды Фредерика и Пётр завтракали. Вошла Джемма с разносом: - Апельсины для её сиятельства.
- Здорово, я давно не ел апельсинов! - сказал Пётр и взял блюдо. Джемма похолодела - она отравит русского наследника вместо немецкой принцессы!


Но Петра срочно позвали к тётушке и он не успел попробовать отравленную еду.
Фредерика взяла блюдо и съела всё без остатка.


Яд действовал медленно. Фредрика с каждым днём становилась всё слабее и бледнее. Она тщательно скрывала болезнь ото всех, даже от родной матери. Принцесса боялась, что если Елизавета Петровна узнает о болезни, то сразу отправит её домой. Фредерика очень надеялась, что сама выздоровеет, просто нужно потерпеть немного.


Но действие яда необратимо. Пришёл срок и Фредерика потеряла сознание прямо на глазах матери.
- Зовите доктора! - закричала перепуганная княгиня Иоганна. - Скорее!


А доктором был никто иной как граф Лесток - тот, кто отравил Фредерику!- Я пущу принцессе кровь, чтобы исцелить её. А если не поможет, то пущу желчь, - сказал Лесток.
В те времена медицинская наука была в зачаточном состоянии. Даже если бы на месте Лестока был другой доктор, он не смог бы помочь Фредерике.


Елизавета Петровна как раз уехала в монастырь в северном городе Холмогоры. Гонец доставил ей срочное донесение.
- Стоило ненадолго отлучиться - и вот принцесса уже при смерти! - рассердилась императрица. - Ничего без меня не могут!Она тут же выехала в Петербург.


- Фредерика была абсолютно здорова, когда приехала к нам. Всё это очень подозрительно, - сказала Елизавета Петровна вельможам, - и похоже на заговор. Приказываю тщательно расследовать причинны болезни.


Фредерике становилось хуже. Она уже не узнавала окружающих, бредила. Но у неё ещё оставались небольшие шансы выздороветь.


Поэтому Лесток велел Джемме дать вторую порцию яда, чтобы убить наверняка. Джемма как раз собиралсь сделать это, но тут на кухню с обыском нагрянули шпионы из Тайной канцелярии.


Джемме пришлось бежать. Лесток обещал вывезти её за границу, но вместо этого послал к убийцам.


Сам же Лесток принялся срочно сжигать письма - свою переписку с французскими вельможами. К нему ворвался граф Шувалов, начальник Тайной канцелярии:
- Иоганн Герман де Лесток, вы арестованы за государственную измену.


Содержимое доступно в режиме обучения


Лесток сознался во всём. Его удалили со двора и позже посадили в тюрьму, а посла Шатарди отослали во Францию. Их не убили, чтобы не портить отношения с французским королём. К тому же, Елизавета Петровна была многим обязана Лестоку - в своё время имнно он помог ей занять трон.


Фредерика, ко всеобщему удивлению, пошла на поправку. Вскоре к ней пришёл Пётр Фёдорыч:
- Я велел изготовить для вас мой бюст в подарок. А ещё написал для вас пьесу. Выздоравливайте, вместе посмотрим её в театре.


Встав на ноги, принцесса тоже захотела сделать Петру подарок. Она отправилась в кузницу на рынок и заказала набор самых лучших оловянных солдатиков.


Во дворце Фредерика завязала цесаревичу глаза, чтобы сделать сюрприз. Она подвела его к столу, на котором расставила солдатиков.
- А теперь, ваше высочество, можете снять повязку, - разрешила принцесса. - Это мне? - поразился Пётр, разглядывая солдатиков. - Прекрасная работа, настоящее сокровище!


- Фредерика! - расчувстсовался Пётр. - Вы такая милая, заботливая! Эх, если бы не тётушка, но ничего изменить нельзя!
Принцесса почувствовала, что она близка к разгадке, почему Пётр дежится от неё на расстоянии. Только бы он рассказал! Но Пётр промолчал.- Раз ничего нельзя изменить, то давайте веселиться! - сказала Фредерика. И они веселились, словно дети. В конце концов, они были очень юны - цесаревичу было 17 лет, а принцессе - 16.


На следующий день их вызвала к себе императрица.
- Обручение состоится в воскресенье, в Петропавловском соборе. А завтра Фредерику крестят по православному обряду. Я и имя уже выбрала - Екатерина Алексеевна.
- Но моё второе имя Софья, оно есть и у православных, - возразила принцесса.
- Имя Екатерина Алексеевна дал Пётр Великий моей матери! А своё немецкое имя забудь! - рассердилась императрица.
- Я буду носить новое имя с честью, - согласилась Фредерика. - А старое забуду.


На следующий день, 28 июня 1744-го года, в церкви состоялся обряд крещения Фредерики.
- Крещается раба божия Екатерина, - провозгласил священник. - Во имя отца, и сына, и святого духа!
А в воскресенье Екатерину Алексеевну во всеуслышанье объявили невестой цесаревича. Свадьбу назначили на 21 августа.


- Я так счастлива! - сказала Екатерина Петру. - Я хочу фехтовать, охотиться, плавать, ловить рыбу сетью!
- Тётушке это самоуправство не понравится, - вздохнул цесаревич.
- А вы что хотите сделать? - спросила Екатерина.- Ну не знаю, запустить воздушного змея, - ответил Пётр.
Екатерина на радостях хотела поцеловать Петра, но он отстранился. А потом и вовсе ушёл.


Содержимое доступно в режиме обучения


Пытаясь понравиться жениху, Екатерина даже нарядилась в гвардейца, чтобы командовать потешными вместе с ним. Петру это пришлось по душе.
- Ах, Екатерина, если бы мы могли уехать далеко-далеко - в Индию, в Китай, и тихо жить там вместе! - сказал Пётр невесте после муштры.


Помощник Петра принёс крысы в клетке.
- А вот и наш предатель и дезертир! - воскликнул цесаревич и достал саблю. - Сейчас состояится казнь крысы!
- Стойте! Что вы делаете? - ужаснулась Екатерина, ей стало жалко животное. - Не трогайте крысу!
- Ну это же предатель, - не понял Пётр. - И приговор уже вынесен, нужно исполнять.
- Я буду любить вас таким как есть. Привыкну, - сказала Екатерина и убежала, пряча слёзы.


День свадьбы приближался. Несмотря на все странности своего жениха, Екатерина хотела быть с ним и с нетерпением ждала торжественный день. Но над главным событием в жизни девушки нависла серьёзная угроза - её мать, княгиную Иоганну, обвинили в шпионаже на короля Пруссии.


0