Сказание о батырах. Часть седьмая – Кахкаха

Урал-батыр
История о змеином царе Кахкахе – белом змее. Не хотел Кахкаха с людьми связываться, но его неразумный сын Заркум привёл в змеиное царство человека. И не кого-нибудь, а самого Урал-батыра! С того дня змеиное царство было обречено на исчезновение, а его правитель – на скитания.
Из истории вы узнаете про: Благородный олень Семейство Оленевые Батыр (богатырь) Урал (Уральские горы) Старинные луки + 9

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения

В змеином царстве обитали чудовища – трусливые и подлые твари с разным количеством голов. Издавна пытались они проникнуть на землю, чтобы навредить людям. Но не могли, ибо скальные ворота между змеиным царством и миром людей были заперты.


Правил змеиным царством Кахкаха – самый старый и самый осторожный из змеев. Он запрещал чудовищам подходить к скальным вратам и пытаться выбраться на землю.


У царя был сын Заркум – змей молодой и горячий. Он не слушался отца. Часто приходил Заркум к скальным вратам и пытался сломать их. Но врата держались. И вот однажды Заркум пришел к Кахкаке и сообщил великую новость:
– Отец, вход на землю открылся! Теперь мы сможем питаться кровью людей, сколько захотим!
– Не стоит трогать людей, опасные они существа, – так ответил сыну Кахкаха.
Но Заркум настаивал.


Молвил тогда Кахкаха:
– Слышал я, что проглотивший оленя сможет обращаться в кого захочет. Попробуй. Если повезет, примешь вид человека. Тогда выходить на землю станет не так опасно.

И выпустил Заркума наружу.


Когда через некоторое время Заркум вернулся, то был уже в человеческом облике. И не один он вернулся, а с земным человеком.
Заркум сообщил хвастливо:
– Отец, это батыр Урал, моя первая земная добыча. Давай его крови напьемся.
Урал доверял Заркуму, считал его своим другом. А тот жестоко обманул юного батыра.


Тут же бросились на Урал-Батыра змеи – от самых малых одноголовых и до огромного одиннадцатиголового змея. Многих убил батыр. А потом выстрелил в скальные своды и те обрушились. Уцелевшие змеи бросились врассыпную.

Полезные ссылки


В страхе выбежали Кахкаха и Заркум из своего царства и помчались к старому другу Кахкахи – падишаху дивов Азраке.
Кахкаха печалился о своём павшем царстве, о своей покинутой стране.
А Заркум воспылал злобой и ненавистью к Уралу, возжелал отомстить ему и всем людям. В этом Заркум и Азрака сошлись, ибо тот издавна мечтал захватить царство людей. Но не мог, пока жив был Урал – великий батыр.

Полезные ссылки


Азрака узнал, что во всём мире только Шульген – брат Урала, может сразиться с Уралом на равных. Азрака послал Заркума, чтобы тот привёл к нему Шульгена. Вскоре Заркум встретил Шульгена и заманил его в царство Азраки. Заркум и Азрака возбудили у Шульгена желание стать самым великим батыром, даже более великим, чем Урал.
– Добудь Алмазный меч и коня Акбузата и станешь самым великим! – сказал Азрака и вручил Шульгену свой волшебный посох.
Только вот не сказал, что ради такой цели Шульгену придётся и родного брата убить.


Вскоре заскучал Заркум в царстве дивов, ибо там не было людей, из которых можно было пить кровь. И уговорил он отца Кахкаху пойти в мир людей. Но не сказал ему, что собирается охотиться. Отец согласился и они отправились на землю.


Видят: на пути у них два старика – мужчина и женщина. Мужчина решил, что белый змей гонится за человеком, встал на пути змея и кричит:
– Ступай прочь, чудовище!


Хотел Кахкаха крикнуть сыну: "Бежим!", – но не успел. Заркум обернулся змеем и укусил мужчину, а потом и женщину в шею.


– Не простят нам этого люди, – молвил Кахкаха сыну.
И был прав: не успел он произнести эти слова, как охотничья стрела впилась Заркуму в горло.
Человек подбежал к Кахкахе и могучим ударом свалил его с ног, со словами:
– Сейчас ты умрешь, поганое чудовище.


Взмолился тогда Кахкаха:
– Не желал я людей убивать и сына своего зарекал. Не послушал он меня, за то и поплатился. Сына убил, отца его пожалей.


Сказал на то человек:
– Живи, трусливая тварь. Но помни: не вздумай когда-либо обидеть моих потомков. Обидишь, несдобровать тебе, не будь я Сура-батыр. А сейчас скройся с глаз моих.
Бросился Кахкаха прочь, обратно в царство дивов.


Недолго пробыл Кахкаха в царстве своего друга Азраки. Началась великая битва Урал-батыра против дивов и змеев. Урал сразил Азраку, разрубил пополам своим Алмазным мечом.


Испуганный Кахкаха скрылся в глубоком озере с остатками войска. Однако и в озере не удалось дивам от людей укрыться. Поселился в озере Шульген, брат Урал-батыра.
Обнаружив дивов и змеев, Шульген грозно закричал:
– Выметайтесь прочь отсюда!
Но чудовища дрожали от страха и отказывались вылезать наружу.


Тогда Шульген разрешил дивам и Кахкахе остаться в озере.
– У нас общий враг – Урал-батыр, – сказал он Кахкахе. – Оставайтесь при условии, что я буду водяным падишахом. А ты, Кахкаха, будешь моим помощником.

Кахкаха был настолько подавлен гибелью подземного царства и смертью единственного сына, что согласился.


Шульген поручил Кахкахе и его подручным, дивам и змеям, похищать с земли молодых девушек, делая их служанками в подводном дворце.
Кахкахе это поручение очень не понравилось. Ведь он нарушал слово, данное Сура-батыру. Но вступать с Шульгеном в открытую схватку Кахкаха не рискнул, и согласился на похищения скрепя сердце.


Страх Кахкахи перед людьми немного уменьшился после смерти Урал-батыра. Вместе с тем Кахкаха помнил: помимо Урала, на земле остается много могучих батыров. Вспомнить хотя бы Сура-батыра, который пощадил его жизнь из жалости и презрения.


Поэтому, когда Кахкаха почуял тонущую, связанную веревками жену Сура-батыра Зариму, то спас ее согласно обещанию.
– Вывести тебя на землю не могу, иначе мне несдобровать. Живи под водой, женщина, – так Кахкаха сказал Зариме.


Так продолжалось долгие годы. Страх перед людьми точил Кахкаху изнутри. И старый змей ничего не мог с этим поделать. И в один несчастливый для него день случилось то, чего Кахкаха боялся больше всего на свете.


Шульген призвал к себе Кахкаху и так сказал:
– Пришла пора расторгнуть наш договор, иначе озеро иссохнет. Всех пленников отпусти, а чудищам своим передай этого оленя. Проглотите по куску, обратитесь в простых змей и поскорей ползите из озера. С этой поры вы навсегда останетесь ползучими гадами. Живите в камышах, а людей сторонитесь.


В точности исполнил Кахкаха приказ водяного падишаха. Все пленники вышли на землю. А змеи-чудовища превратились в обычных змей – ползучих гадов. И расползлись кто куда.


Больше не было на земле таких великих батыров как Урал или Сура. И Кахкаха решился вернуться в змеиное царство. Вот только от царства остались одни руины, а прежних его подданных змеев и вовсе не осталось.
С тех пор Кахкаха так и лежит на своём полуразрушенном троне среди руин. И вспоминает своего неразумного сына Заркума и прежнюю жизнь в змеином царстве.


0