Сказание о батырах. Часть девятая – Шульген

Урал-батыр
Урал-батыр и его старший брат Шульген росли вместе и начинали одинаково. Вот только Шульген не слушал старших, нарушал запреты, жаждал славы... Куда заведёт батыра кривая дорожка?
Из истории вы узнаете про: Урал (Уральские горы) Лев Семейство Кошачьи Падишах (царь) Батыр (богатырь) + 14

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения

Шульген был старшим сыном Янбирде и Янбике.


Янбирде научил своих сыновей охотиться и ловить рыбу. Гордился отец успехами сыновей своих. Но не раз предостерегал он их:
– Пока не стали вы егетами*, не пейте пряный напиток из крови, который пьём мы с матерью. Иначе большие беды придут на землю.
*Егет – юноша по-башкирски.


Не удержался Шульген, глотнул крови из любопытства. Вроде бы ничего страшного не произошло, однако произошло, только Шульген этого по молодости не заметил. А Янбирде заметил.


Вернулся Янбирде и увидел, что чаша не полна. Воскликнул он в печали:
– Ты нарушил мой запрет! Отныне животные не станут помогать нам в охоте. Откроются Скальные и Облачные врата, оттуда проникнут в наш мир неземные существа. Но самое страшное, что все мы отныне смертны!


Рассердился Янбирде и замахнулся прутом на старшего сына. Но за него вступился Урал:
– Отец, не поднимай руку на сына своего! Не открывай дорогу Смерти к нам прежде времени. Умерь свой гнев. Мы исправим свою ошибку. Найдем мы Смерть и уничтожим ее, чтобы никому из людей больше не досаждала. И Живой Родник отыщем, чтобы бессмертием людей наделить.

Полезные ссылки


На следующее утро выдвинулись братья в путь. Долгое время ехали они вместе. Но потом их пути разошлись.

Полезные ссылки


Год за годом путешествовал Шульген по мирным и красивым землям. Лев добывал ему еду, иногда он сам охотился ради развлечения. Ничего не происходило и никто не нападал на Шульгена.


И вот встретил он юношу. А был это змей Заркум в облике человека. Они разговорились и Шульген рассказал всё о себе. И тогда хитрец Заркум воскликнул:
– Воистину, ты сын удачи и внук везения! Знай же, что я – сын падишаха Азраки, в чьём царстве течёт Живой Родник!

Полезные ссылки


Не знал Шульген, что Заркум на самом деле – сын царя змеев Кахкахи. Не знал и то, что Урал-батыр недавно разрушил змеиное царство и вынудил змеев искать убежище в царстве дивов. И о том не ведал, что больше всего на свете Заркум хотел убить Урал-батыра.

Полезные ссылки


И не зная ничего этого, Шульген поверил Заркуму и обрадовался. И попросил Заркума отвести его к падишаху. Тот согласился и через какое-то время они предстали перед падишахом всех дивов:
– Я очень рад видеть тебя, могучий Шульген! Я бы с радостью отвёл тебя к Живому Роднику. Но, видишь ли, только величайший батыр на земле способен осилить этот путь.


– Как мне стать величайшим батыром? – спросил Шульген.
– Только тот, кто владеет крылатым конём-тулпаром Акбузатом и Алмазным мечом может называться величайшим батыром. Найти всё это ты можешь в царстве птиц, которым правит падишах Самрау. Вот тебе волшебный посох. Стукни им о землю, если окажешься в беде. И мои храбрые воины придут тебе на помощь.


Но не сразу ушёл из царства дивов Шульген. Встретил он там прекрасную девушку. Затрепетало сердце его, запылало любовью. И упросил он Азраку выдать за него красавицу.
– С радостью отдам за тебя свою дочь, батыр, – сказал царь дивов.

Азрака соврал. На самом деле это была его пленница, а не дочь. Звали её Айсылу и была она дочерью падишаха птиц Самрау.


Надолго не стал Шульген задерживаться. Ведь превыше всего жаждал он стать величайшим батыром. Вскоре ушёл он, не сказав жене ни слова.


Долго шёл Шульген. И добрался до ворот в царство падишаха птиц Самрау. А у ворот стоит батыр на огромном льве. Пригляделся Шульген: да это же брат Урал! Обрадовались братья, крепко обнялись.


Вошли они в страну птиц. Царевна Хумай узнала обоих, а они не узнали её, ибо на этот раз она была в человеческом обличье. И объявила она свою волю:
– Кто поднимет вон ту скалу, за того замуж пойду. В приданое победителю крылатый конь Акбузат достанется и Алмазный меч.


Попытался Шульген поднять скалу – ничего не вышло. А Урал рассердился на скалу, что она опозорила его брата. В гневе поднял он её с первого раза и к облакам забросил.


На следующий день Урал и Хумай сыграли веселую свадебку. А чтобы Шульгену не обидно было, ему сосватали Айсылу – сестру Хумай, которая как раз вернулась из плена Азраки. Так что свадьба двойной получилась. Так Шульген вновь обрёл свою жену. На этот раз она вышла за него добровольно.


Все бы хорошо, но зависть к Уралу не давала Шульгену покоя. Урал вон сколько подвигов совершил. И Акбузат ему достался с Алмазным мечом…
Долго думал Шульген. И решил убить брата.


Ранним утром Шульген с волшебным посохом наперевес прокрался в покои Урала. Но тот не спал.
– Что тебе нужно? – крикнул Урал, но Шульген ничего не ответил.
Рассмеялся он, словно безумный, и ударил посохом по земле.


От удара волшебного посоха раскрылись глубокие ущелья по всему миру. Оттуда хлынуло море и затопило землю. Безобразные дивы и змеи вышли из воды, чтобы убивать людей. Люди же спасались на плотах.


Урал-батыр оседлал Акбузата, взял в руки Алмазный меч и пошёл воевать. Долго шёл бой тот – не месяц, и даже не год. Наконец, сам Шульген с посохом вышел навстречу Уралу.


Урал разрубил волшебный посох. И в тот же миг высохло море, оставив только одно глубокое озеро. А земля растрескалась, стала мёртвой. Оглянулся Урал – сколько же зла наделал Шульген. Но пожалел великий батыр своего старшего брата, решил дать ему последний шанс.
– Ради чести нашего отца и памяти нашей матери, я прощаю тебя, Шульген! Стань прежним и живи на земле как батыр! – сказал брату Урал.


Задумался Шульген. Вспомнил он мать и отца. Вспомнил счастливые детские годы, весёлые игры с братом. На мгновение он почти согласился на предложение Урала…


Но зло слишком сильно проникло в душу и кровь Шульгена. Не смог принять он прощение брата, не смог побороть злость и зависть к Уралу в сердце своём. В великом страхе нырнул Шульген в глубокое озеро. И затаился на дне.


Шульген слышал, что Урал зовёт его с поверхности, но не отзывался. Потом брат ушёл. И вскоре после этого к Шульгену в озеро спустилась его жена Айсылу. Она умоляла мужа выйти из озера и помириться с братом, но Шульген не согласился. Пришлось Айсылу остаться под водой вместе с мужем.


Через некоторое время Шульген обнаружил, что, помимо рыб, озеро облюбовали дивы и змеи, которые спаслись от Урала. А их предводителем был змеиный царь Кахкаха.
– Выметайтесь прочь отсюда! – крикнул им Шульген.
Но чудища дрожали и отказывались вылезать наружу. Они еще не пришли в себя после того, что учинил им Урал-батыр.


Услышав про брата, Шульген решил оставить чудищ в озере.
– У нас общий враг – Урал-батыр, – сказал Шульген Кахкахе. – Оставайтесь при условии, что я буду водяным падишахом. А ты, Кахкаха, будешь моим помощником.

Кахкаха и дивы с радостью согласились, лишь бы их не выгнали на землю к Урал-батыру.


Вскоре дивы и змеи действительно пригодились. Они стали похищать с земли молодых девушек, делая их служанками в подводном дворце.

Полезные ссылки


Чтобы прекратить похищения девушек, Урал-батыр задумал выпить озеро. Но вместе с водой в его внутренности попали дивы. В результате Урал-батыр умер, и дивы немного осмелели.
В день смерти Урала Шульген устроил в подводном царстве веселый праздник. Но из воды все равно не вышел, так ему понравилось быть водяным падишахом.


Через год у Шульгена и Айсылу родилась дочь, которую назвали Наркас, и сын Хакмар. Айсылу умерла при родах, и всю любовь к жене Шульген перенёс на дочь. Он заботился о ней, как ни о ком другом, и выполнял все ее пожелания. Даже разрешал дочери превращаться в золотую утку и летать вблизи озера.


Хакмар же восхищался Урал-батыром и не любил отца. И Шульген за это не любил сына. Как только Хакмар немного подрос, он сразу ушёл на землю и подружился со своим двоюродным братом Иделем, сыном Урала.


Прошли годы, и Наркас стала совсем взрослой. Однажды она привела в дом человека с земли – правда, быстро спровадила его обратно на берег. А потом рыдала у себя в спальне.


А на следующий день она приплыла к отцу с трясущимися губами и сообщила:
– Самый сильный на земле батыр требует, чтобы ты отпустил земных пленниц, а чудовищ превратил в ползучих гадов.
Разъярился Шульген на такие слова. Закричал:
– Брат мой Урал-батыр не мог со мной совладать, а нынешние и подавно не смогут!


Встала тогда Наркас перед отцом на колени и так молвила:
– Выполни его требования, отец, я тебя умоляю. Люблю я этого батыра. Если убьешь его, вместе с ним умру, так и знай.


Мигом утих гнев Шульгена. Поник он головой и так ответил дочери:
– Не переживу я твоей смерти, Наркас. Передай своему батыру: все его требования исполню.


Шульген вызвал к себе Кахкаху и говорит ему:
– Пришла пора расторгнуть наш договор, иначе озеро иссохнет. Всех пленников отпусти, а чудищам своим передай этого оленя. Проглотите по куску, обратитесь в простых змей и поскорей ползите из озера. С этой поры вы навсегда останетесь ползучими гадами. Живите в камышах, а людей сторонитесь.


В точности исполнил Кахкаха приказ водяного падишаха.


Вскоре подводный дворец опустел. Не стало в нем ни служанок – земных пленниц, ни чудовищ. Одна Наркас в спальне рыдает. Но и она вскоре ушла на берег, а обратно к отцу не вернулась.


Остался Шульген один: ни брата, ни жены, ни детей. Вспомнил, с чего начиналось: как нарушил отцовский запрет не пить кровь, как с Заркумом пошёл, как скалу не смог поднять на майдане. Осознал Шульген, что он сам выбрал путь зла, сам виноват в том, что из батыра превратился в чудовище. Раскаялся Шульген и зарёкся до конца дней своих совершать плохие дела.
И с тех пор никто не видел Шульгена.


0