Конец Хартагай-хана и его сына Харжа-Мина

Бурятские народные сказки
История о том, как бедняк женился на морской царевне, а ханский сын позавидовал ему и погубил себя и своего отца.
Из истории вы узнаете про: Степи Забайкалья Озеро Байкал Шалаш Народная бурятская одежда Пастух + 39

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения

Жил в давние времена в степях за Байкалом бедняк Уншэхэн. Был он так беден, что не было у него ни халата красивого, ни юрты, ни казана, ни скотинки. Жил он в шалашике ветхом, сквозь который его солнце палило, дождь поливал, снег заметал.


И вот нанялся Уншэхэн к богачу Хартагай-хану скот пасти. Целый год он на хана работал. Самую чёрную работу делал. От зари до зари трудился.


В конце года он плату попросил, а Хартагай-хан его из дворца выставил.
– Целый год я кормил тебя, а ты ещё и денег требуешь? – возмутился богач.

Полезные ссылки


Обиделся бедняк. Но куда ему податься? На следующий год он снова нанялся к Хартагай-хану. И в конце года тот дал ему одну мелкую монетку.

Полезные ссылки


Взял Уншэхэн деньги и не знал – плакать ему или радоваться? Пошёл он к Байкалу и бросил монетку в море (*буряты называли Байкал морем).
– Если выплывет моя монетка, то будет мне счастье. А если утонет, то всё будет по-прежнему! – загадал бедняк.


До вечера он ждал. Но волны приносили на берег только пену. Вздохнул Уншэхэн и пошёл домой.

Полезные ссылки


И весь следующий год он снова работал у хана. На этот раз богач заплатил ему две монетки. Уншэхэн снова их в Байкал бросил, счастье испытал. И снова монетки утонули.


На третий год получил Уншэхэн уже три монетки. Пришёл он к морю и зашвырнул их далеко, как мог:
– Великий Байкал! Три года я трудился и всё, что зарабатывал, отдавал тебе! Пусть же хоть на этот раз выпадет мне удача, пусть выплывут мои монетки!


Долго сидел он на бережку. И заснул. А когда проснулся, то увидел на байкальских волнах три сияющих звезды. Ослепительно горели они, подобно невиданным самоцветам. Озаряли они воду и берег сотнями ярких лучей.

Полезные ссылки


Пригляделся Уншэхэн получше и увидел, что звёзды превратились в его монетки, плавающие на воде.


И тут же вздыбились синие воды до самых небес, обнажая дно морское. Ударилась вода о белое облачко, а потом осела разноцветными брызгами.


Явился из брызг величавый морской царь – хозяин Байкала. В руке держал он золотой посох с жемчужным навершием.
– Ты хороший человек, Уншэхэн. Три года отдавал ты мне всё, что имел. Теперь я отдам тебе самое дорогое – свою дочь-красавицу.

И ударил посохом о водную гладь.


И тут же перенёсся Уншэхэн в сказочный дворец. Он лежал на роскошной шёлковой постели. А у окна сидела его красавица-невеста и шила золотой иголочкой шубку из шкуры серебристой нерпы.


Сыграл морской царь пышную свадьбу. Были на той свадьбе именитые герои, могучие боги, волшебные духи и другие почтенные гости. Девять дней гуляли, а на десятый день гости едва по домам разбрелись.

Полезные ссылки


Уншэхэн и его жена поселились в юрте на берегу Байкала. Жили они в любви и веселье, не знали ни в чем нужды и не считали дни.

Полезные ссылки


Слух о неземной красоте Уншэхэновой жены разнёсся по стране и докатился до ушей Харжа-Мина, сына Хартагай-хана. Тут же ханский сын оседлал коня.
– Если она хоть вполовину такая красивая, как о ней говорят – заберу её себе! – смеясь, сказал он и поскакал к Байкалу.


И вот добрался он до юрты, где жили Уншэхэн и его молодая жена. Ворвался Харжа-Мин внутрь. И замер, точно громом поражённый – настолько потрясла его красота морской царевны.

Полезные ссылки


Вернулся Харжа-Мин домой и ни о чём думать не мог, кроме жены Уншэхэна.
– Отец, добудь мне её! Иначе я погибну! – сказал сын хану.


Хан задумался. Не хотел он против владыки моря идти. Но и словам сына он поверил, ведь женская красота погубила много юношей. И повелел хан воинам:
– Приведите мне Уншэхэна, хитростью и кознями захватившего морскую царевну!

Полезные ссылки


И когда воины привели Уншэхэна, Хартагай-хан сказал:
– Ты – ничтожный бедняк и не достоин руки морской царевны. Она должна быть женой моего сына – благородного и богатого юноши. И всё же я дам тебе шанс. Прячься три дня и пусть мой сын ищет тебя. Потом сын будет прятаться, а ты ищи его. Кто победит, тот навеки станет мужем царевны.


Со слезами вернулся Уншэхэн домой. И всё рассказал жене.
– Нет человека, более могущественного, чем Хартагай-хан. Говорят, он водит дружбу даже с шудхэрами (*черти по-монгольски)! Попроси своего отца о помощи.
– Отца мы просить не станем, потому что мы должны жить своим умом. А друзья и у нас с тобой найдутся. Ложись спать, милый Уншэхэн, и ни о чём не волнуйся.


Красавица-царевна встала на рассвете и пошла на берег Байкала, где сходятся вода, лес и скалы. Она пропела прекрасную песню о любви, весне и молодости. И затем поклонилась воде, скалам, лесу и небу и попросила добрых зверей о помощи.


Из озера выплыл старый осётр и преподнёс ей волшебный морской цветок. Со скал спустилась кабарга и подарила ей солнечный камушек. С неба слетела чайка и протянула перо из своего крыла. Из тайги прибежала лиса и сказала царевне заветное таёжное слово.


И вот пришёл к ним юрту Харжа-Мин. Рыщет кругом, всё переворачивает, злится. А жена превратила Уншэхэна в метлу и поставила к стенке. Стоял Уншэхэн прямо перед глазами Харжа-Мина, да тихонько посмеивался. Так и не нашел своего соперника ханский сын и домой отправился.


На второй день жена превратила Уншэхэна в напёрсток. И села шить. Харжа-мин от злости зубами скрипел, когда по юрте носился. Под каждую шкуру заглянул, все стенки ощупал, каждую вещь осмотрел. От злости покраснел, от усилий вспотел. Целый день искал – не нашёл.

Полезные ссылки


На третий день до рассвета заявился ханский сын. Но жена успела превратить Уншэхэна в огниво и положила на полку с посудой. Харжа-Мин полдня в юрте шарил и многие вещи сломал и порвал. Потом все деревья в округе облазил, под каждый камушек заглянул. От злости глаза его стали красными, как у быка. Но уйти пришлось снова ни с чем.

Полезные ссылки


– Пропали мы, отец! – воскликнул Харжа-Мин, когда домой вернулся.
– Ещё посмотрим, чья возьмёт, – злобно сказал хан. – Иди спать, я всё устрою.


В полночь отправился Хартагай-хан на болото. Сел на кочку и взвыл дурным голосом:
– Злые творения ночи! Помогите мне Уншэхэна ненавистного победить!


Вылезла из болота огромная лягушка и подарила хану ржавой болотной воды. Со скалы приползла ядовитая змея и поднесла ему свою ядовитую слюну. С неба спустилась зловещая птица ули и протянула хану грязное перо из хвоста. Из леса выбежал тощий волк и сказал ему колдовское слово.


Но и царевна морская не теряла времени. Встала она до рассвета, достала волшебные подарки. Пошепталась с ними, закрыв глаза, к губам и ко лбу приложила, помощи попросила. А потом слово заветное таёжное молвила. Камешек солнечный в зеркальце превратился. И зеркальце показало и рассказало ей всё, что Хартагай-хан с сыном делали.


– Возле ханского дворца выбежит к тебе стая собак. Самая последняя из них – это Харжа-Мин! – сказала жена Уншэхэну, собирая его в дорогу.


Пришёл Уншэхэн ко дворцу. И точно: бежит ему навстречу стая злых собак. Все гавкают и норовят укусить. А последняя наоборот – сторонится его. Схватил её бедняк за хвост и хотел о дерево ударить. Но собака закричала голосом Харжа-Мина:
– Не бей меня!

После этого бедняк пошёл домой, очень довольный.


На следующий день жена ему снова подсказку дала. Возле ханского дворца росли три осины. Уншэхэн подошёл к средней и легонько уколол её кинжалом.
– Что ты делаешь, гад! Мне же больно! – захныкала осина голосом Харжа-Мина.

Уншэхэн пошёл домой, сильно обрадованный.


На третий день заарканил бедняк чёрного коня из ханского табуна. Вскочил на него и целый день по степям скакал. И бил коня плетью нещадно, пока не взмолился тот голосом ханского сына:
– Пощади, Уншэхэн! Это я – Харжа-Мин!

Слез Уншэхэн с коня и пошёл домой, счастливо посмеиваясь.


А Харжа-Мин превратился в человека и еле-еле до дворца дошёл. А люди показывали на него пальцами и смеялись. Рассвирепел хан и велел своим воинам привести к нему Уншэхэна.


Воины скрутили бедняка, притащили его во дворец и швырнули в ноги хану.
– Ты опозорил моего сына и меня выставил дураком! Если не принесёшь мне к завтрашнему полудню что-то удивительное, то жену твою отберу, а тебя убью! – злобно прокричал Хартагай-хан.


Пришёл бедняк домой и всё рассказал жене.
– Он нарушил слово! Значит он сам виноват в том, что случится. Завтра подбери у входа во дворец дохлую ворону с вывихнутым крылом. И подари её правителю, – спокойно сказала жена.


Уншэхэн так и сделал. Положил он дохлую ворону с вывихнутым крылом перед ханом и сказал:
– Вот самое удивительное, что я смог найти!
– Дохлая ворона?! Снова решил меня оскорбить? Верные нойоны, что сделать с ним? – разозлился Хартагай-хан.


Нойоны, сидевшие по правую и левую руку от хана, вскочили с мест и закричали наперебой:
– Повесить его!
– Утопить его!
– Сжечь его!
– Быть посему, мои нойоны. Уншэхэна повесьте, а ворону сожгите! – приказал хан.


– Ха-ха! Моей будет морская царевна! – завизжал от радости Харжа-Мин.
Но не успел он договорить, как ворона ожила и превратилась в огненную птицу. Она летала по дворцу и клевала хана и его нойонов. И стоило ей прикоснуться к человеку – он сгорал без остатка.

Полезные ссылки


Хан, его сын и все нойоны погибли. И дворец сгорел. А Уншэхэн вышел из огня невредимый.


Когда узнали простые люди о гибели злого хана и его сына – устроили большой праздник. Пировали три дня и славили Уншэхэна и его мудрую жену-красавицу.


Уншэхэн и его жена жили вместе долгие-долгие годы. Не ведали они больше горя и не знали несчастья. И родилось у них детей полное одеяло.


0