Володя Щербацевич

Пионеры-герои
Володя Щербацевич

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Немцы вошли в Минск в конце июня 41-го года. Все мальчишки побежали смотреть на них. Но не Володя Щербачевич.


Ему было 14 лет и он лежал на кровати, свернувшись в клубок. Ему было плохо от мысли, что по родному городу идут захватчики.


− Наших ведут! Пленных! − послышалось с улицы.Володя моментально вскочил с кровати и побежал на улицу.


Они шли, словно ожившие тени − без имен и знаков различия, в изорванной форме. Грязь на лицах сделала их неотличимыми друг от друга. И тут фашистский офицер поставил коня на дыбы. Копыта пролетели над самыми головами пленных. Те пригнулись.


− Ты что делаешь, гад? − один из пленных отшвырнул конвоира и ударил офицера по ноге. Того, что на был на коне.Красноармейца тут же пристрелили.


Пленных увели. Вокруг убитого собрались люди. Среди них: Володя, его дядя Петр Фёдорович и Семён Лукич с дядиного завода.− Рано вы бойца хороните. Живой он, − сказал дядя Петя, осмотрев пленного.− Ко мне давайте! У меня мама в больнице работает! − закричал Володя.


Так Володя Щербацевич и его мама Ольга Фёдоровна стали подпольщиками.Раненому красноармейцу дали документы маминого брата. На случай, если придут фашисты. Вот только лекарств раненому не хватало.


От мальчишек Володя узнал, что фашисты разбомбили медицинский университет. "Там точно есть лекарства!" − сообразил Володя.Он взял портфель и пошёл в заполненный фашистами Минск к развалинам. На развалинах он отыскал много пузырьков с лекарствами.


А когда вернулся домой обнаружил, что у них уже двое раненых. Мама привела из больницы командира Красной Армии Николая Ильича. Ему дали документы погибшего в больнице минчанина. А за поход к лекарствам Володю даже не ругали − наоборот, похвалили за находчивость.


Вот только раненому бойцу лучше не становилось. И через пару дней мама привела домой хирурга. Два часа он оперировал раненого красноармейца.− Будет жить! − устало сказал доктор после операции.Он был прав.


Красноармеец быстро пошёл на поправку. Он сообщил, что его фамилия Терёхин. Вместе с командиром они стали думать, что делать дальше.− На фронт нужно идти, к нашим! − горячо говорил Терёхин.− Да ты что, брат, ты хоть знаешь, где сейчас фронт? Нет, браток, думать нужно, − отвечал Николай Ильич.


И они придумали. Все вместе: раненые, Семён Лукич, Володина мама и дядя Петя. Они задумали побег в лес, к белорусским партизанам. Но бежать должны были не только те двое раненых, что прятались у Щербацевичей.


− Наших раненых пленных держат в здании политеха. Если не поможем им бежать − они умрут. Мы обязаны их спасти, − сказала Володина мама.


Был разработан сложный план побега. В подготовке участвовали многие подпольщики Минска. Одни люди готовили грузовик. Другие − еду для пленных. Третьи − добывали накладные и другие документы для людей и грузовика. Четвёртые − доставали одежду.


Володя тоже участвовал. Он ходил по городским окраинам, собирал одежду для раненых. Мальчик приходил на нужный адрес, говорил пароль. И ему протягивали узелок с одеждой.


Настал условленный час. Пленные сбегали ночью из политеха маленькими группками. Двух пленных доверили вести Володе. Он встретился с ними в назначенном месте, принёс одежду. Отважный пионер привёл раненых домой. Вскоре раздался стук. Володя открыл, и обомлел. На пороге стоял немецкий обер-лейтенант!


Но это был переодетый в немецкого офицера Семён Лукич. Вскоре подъехал грузовик с ранеными. Семён Лукич, Володя, Николай Ильич и Терёхин сели в него. А те двое, что сбежали из политеха остались до следующего раза, потому что у них совсем не было сил.


На выезде из города их остановили − дорогу перегородил шлагбаум. Это был немецкий пост с автоматчиками. Их командир подошёл к машине с ранеными.


К счастью, все документы были в порядке. Они добрались до хаты в деревне, в которой жил партизанский связной. Все раненые были спасены!


В Минске после этого начались облавы. Арестовали Семёна Лукича. Дядя Петя сказал, что нужно срочно выводить оставшихся двух раненых. К счастью, они уже почти поправились. Володе поручили выводить одного из них − лейтенанта Рудзянко.


Дядя Петя дал Володе пистолет. К несчастью, рана лейтенанта Рудзянко ещё не зажила полностью. Шёл он медленно. Поэтому они наткнулись на патруль. Пришлось отстреливаться. В перестрелке Володю ранило.


Но Володе повезло − рана была пустяковой. Они чудом ушли от патруля. Лейтенанта пионер оставил в доме у друга. А сам вернулся к маме.− Нужно и нам уходить к партизанам, сынок. Или попадём в лапы к гестапо, − сказала мама.


Окрестности Минска кишели фашистскими патрулями. Маленький отряд скрывался, как мог. Им пришлось разделиться. Но полицаи сцапали их всех по одиночке.


Двадцать дней пыток и допросов. Володя твёрдо стоял на своём. Он рассказывал гестаповцам заранее подготовленную легенду. Называл фальшивое имя, фамилию и адрес.


Потом на допрос привели мать. Она смотрела на сына и говорила, что не знает этого мальчика. И Володя тоже говорил, что не знает её.− Вы врёте! − закричал гестаповец. − Вы Владимир и Ольга Щербацевичи! Главари подполья в Минске!


Гестаповец приказал подручным бить Володю на глазах мамы. Но подпольщики продолжали стоять на своём.


Вскоре выяснилось, кто предал Щербацевичей. На очередной допрос привели лейтенанта Рудзянко. Предатель опознал Володю и Ольгу Фёдоровну. Этим он подписал им смертный приговор.


Через 3 дня фашисты повесили Володю и его маму. Их казнили на площади, прилюдно. Это была первая такая казнь. Фашисты хотели устрашить советских людей. Но лишь разожгли огонь народного гнева.


Долго ещё партизаны мстили захватчикам за Щербацевичей. И не было фашистам с тех пор ни дня покоя на белорусской земле.


 Конец


0