Волшебный конь

Русские сказки и былины
Сказке об Иване – крестьянском сыне. Крестником у Ивана был сам царь-государь, а конь у Ивана был волшебный. Лежит перед Иваном дорога дальняя, отправляется он на задание опасное. А не выполнит – голова с плеч!
Из истории вы узнаете про: Русские крестьяне Конь Семейство Лошадиные Карета Царь + 27

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения

В славном царстве, в русском государстве жили-были мужик с бабой. До седин они дожили, а детей не нажили.
Испугались старик со старухой, что и похоронить их будет некому, начали Бога молить, чтоб послал им детинушку.

Полезные ссылки


Господь слова их услышал и смиловался. Родила вскоре старуха мальчика –
богатырского сложения и со златыми кудрями.


Поглядел старик на сына и понял – непростой будет парень. И крестный отец ему нужен особый.
– Выйду поутру на дорогу, кого первым увижу, того в крёстные и позову, – решил старик и лёг спать-почивать.


Встал он ни свет ни заря, вышел на дорогу. Смотрит – мчится пышная карета с шестёркой добрых лошадей. То сам царь-государь ехал. А старик его в лицо не знал – подумал, что какой-то знатный боярин проезжает. И позвал его в крёстные.


– Что ж ты, мужик, не позовёшь своих друзей-приятелей? – удивился государь.

– Такой я себе завет положил – кого первого встречу поутру, того в крёстные и позову.

Подумал царь, что не зря его судьба в это село привела. Согласился он и наказал мужику к завтрашним крестинам готовиться.

Полезные ссылки


На следующий день вернулся царь как обещано. Пошёл он со стариком и старухой в церковь сельскую, покрестил их детинушку. Нарекли сынишку Иваном. Потом царь вина бочку выкатил, одарил щедро сельских жителей.
А старику со старухою подарил цельных сто рублей – в те года деньги громадные.


Рос Иван не по дням, а по часам – точно гриб-боровик после дождичка. В десять лет вошёл он в силу полную. Ростом стал на две головы выше батюшки, а в плечах – косая сажень уместится.


А тут и царь вспомнил о крестнике.
– Эй гонцы мои быстрые! Скачите в село, передайте приказ – пусть Иван явится во дворец тотчас!


Передали гонцы старику приказ. Достал тот сто рублей царёвых, отдал сыну.
– Езжай, Ванька, в город. Купи себе там коня доброго. До столицы-то далече, пешком не всякий и дойдёт.


Шёл Иван в город, а навстречу ему древний старичок с железной клюкою – уж и к земле его клонит, борода по траве волочится.
– Здравствуй, дедушка, – поклонился Иван до сырой земли.
Понравилось старику такое вежество. А был он не простой старичок, а калика перехожий, по всем странам хожий.


– И тебе не хворать, Иван - крестьянский сын. Знаю, что идёшь в город за конём. Как придёшь на улицу конную, там встретишь мужичка в бедном кафтанчике. Мужичок продавать станет лошадь неказистую – ростом малую, худую и хворую. Ты бери её, не торгуясь. Приведи лошадёнку домой, паси на лугу зелёном, утренней и вечерней росой двенадцать раз её омой. И будет тебе дивный конь – сам Морской царь позавидует!


Пришёл Иван на улицу конную. Много там было лошадей высоких и добрых. Но он подошёл к мужичку в бедном кафтанчике, что вёл лошадёнку худую и хворую.
– Отец, за сколько отдашь коня?
– Дык, сто рублей ему цена.

Достал Иван царёвы деньги, отдал мужичку, а тот ему узду вручил.


Как привёл конька домой – старик опечалился.
– Эх, обманули тебя, Иванушка!
– Как бы не так, батюшка! Вот увидишь, будет добрый конь.


Каждый день Иван водил коня на зелёные луга. Умывал его росою утренней и вечерней. А через двенадцать дней превратилась лошадёнка в дивного коня – статного, резвого, могучего. И такого смышлёного, что и без слов понимал всё, что Ивану надобно.
Тут бы и сам царь Морской позавидовал!


Увидал старик коня и аж шапку снял от удивления. Справил он сыну кольчугу и добрый меч, дал своё благословение. Иван сразу и в путь-дорогу дальнюю отправился.


Царь Ивана увидал, тотчас обнял, за царский стол позвал. Смотрит на крестника, не надивуется. Статен, высок, крепко сложен и лицом пригож!
– Будешь, Ваня, мне служить, границу от ворога сторожить!


В битве Иван за спинами не прятался – всегда был первый. А если крепость или мост нужно построить – давал совет дельный. От работы чёрной тоже не отлынивал. В общем, со всем справлялся, быстро по службе продвигался.


Вскоре царь его в столицу забрал. И там Иван тоже не оплошал. И дружиной отважно командовал и со всяким поручением быстрее всех справлялся. Государь его привечал, златом-серебром награждал.


Бояре и воеводы стали Ивану завидовать.
– Нам, да с крестьянским сыном за одним столом сиживать?!?

И решили они Ивана очернить, царю-батюшке на него наговорить.


– Царь-батюшка, сын твой крёстный бахвалится – есть, мол, дело, с которым только он один справится! Живёт в тридевятом царстве, в мраморном дворце, королевна-Настасья. Девица собой прекрасная, родом знатная, приданым богатая – берегут её для царя али императора. А Иван говорит, что на себе её может женить! – сказал царю на ухо первый боярин Никодим Завирюха.

Полезные ссылки


Царь хвастунов на дух не выносил. Позвал он Ивана, строго у него спросил:
– Хвалился, что замуж возьмёшь королевну-Настасью?

Иван пытался оправдаться, да где ему с боярином Никодимом тягаться.

– Вот тебе моё царское повеление. Иди в тридевятое царство и без королевны-Настасьи не возвращайся! А коли не исполнишь – мой меч, твоя голова с плеч!


Опечалился Иван, закручинился. Пришёл домой, а конь ему и молвит человеческим голосом:
– Не горюй, Иван, ложись спать, помолясь Богу. Знаю я в тридевятое царство дорогу. А королевну-Настасью уж как-нибудь добудем.


Долго ль они ехали, коротко ли, а добрались до самого тридевятого царства. Остановились у мраморного дворца. А стены там – пониже горы, да повыше дерева. И ни ворот, ни калитки, ни лесенки. Как же внутрь попасть?


– Обернусь я вечером орлом сизокрылым, доставлю тебя на самый верх – в башню, где держат королевну-Настасью. Бери её тихонечко на руки, садись на меня, и дело с концом. А вернёмся домой – быть ей с тобой под венцом! – молвил конь.


Вечером ударился конь оземь, стал орлом сизокрылым. Иван на него сел, орёл сразу и взлетел.


Доставил орёл Ивана на самый верх башни, где жила королевна-Настасья. А Иван как девицу узрел, так от красоты её и обомлел. Была она так хороша, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Краше и на всём свете не сыскать! Кожа у неё белая, как у лебедя, стан тонкий и гибкий, косы золотом так и блещут, а губки алые, словно заморские кораллы.


Иван любовный пыл не сдержал – королевну в уста сахарные поцеловал. Та проснулась, испугалась, тут же стражу кликнула.
Скрутили стражники Ивана и в сырую темницу бросили, посадили на чёрствый хлеб и воду.

Полезные ссылки


Сидит Иван, кручинится, льёт горючи слёзы. И тут к нему через окошко залетела птичка-невеличка. А был то ни кто иной, как Иванов волшебный конь.
– Не печалься Иван. Завтра я ударю по двери копытами, она и треснет. Ты беги, спрячься в саду за сиреневым кустом. А я превращусь в старичка нищего. И как пойдёт мимо куста королевна, я у неё милостыню стану просить. А ты не зевай – Настасью на руки хватай. Я перекинусь в орла сизокрылого и вас обоих увезу подальше.


Так и сделали. Утром видит Иван – двери в щепы разлетелись. Тут же он в сад убежал, за сиреневым кустом схоронился. Глядит – идёт по саду королевна, а возле самого куста к ней нищий подходит, милостыню слёзно просит.


Выскочил Иван, схватил Настасью на руки и прыгнул на сизого орла, в которого нищий обернулся. И улетели они от дворца подальше.


Как сели на землю, Иван королевне в любви признался. Мо̀лодец Настасье приглянулся, пришёлся по сердцу.
– Поеду с тобой, Иванушка, по доброй воле. А коли спросишь – стану твоей женою.


Коротко ли, долго ль они ехали, а в дремучий лес заехали. В центре леса – поляна огромная. На той поляне – дом, с гору вышиной. Возле дома два великана дерутся, сами в крови сверху донизу, устали так, что едва поднимают руки. А в траве рядышком лежат помело да клюка.


– Почто дерётесь, великаны могучие? – спросил Иван.

– С детства мы мечтаем напасть на Русь, погубить сто тысяч христианских душ! А дерёмся мы насмерть за наследство отцовское – помело и клюку. Если помелом по войску вражьему взмахнешь – там будет улочка, а тряхнёшь – там переулочек. Ну а клюкой сколько воинов загребёшь – столько и в полон возьмёшь. Кому из нас наследство достанется, тому и на Русь идти!


Смекнул Иван, что нельзя великанов, с такой силою, на Русь пускать. Отобрать нужно вещи волшебные! Набрал он мешок песка и повёл великанов в лес. Там разбросал песок на все четыре стороны и сказал:
– Зачем вам биться, зачем помирать? Собирайте песок по песчинке, да считайте каждую. Кто больше соберёт, тот и наследство возьмёт!


И пока великаны по лесу ползали, песок собирая, Иван с Настасьей доехали до русского края. Едут они по Руси, а всё кругом пожжено, всё потоптано. Пришли в славное царство лютые вороги, разбили царское войско. Без меры супостаты добра награбили, без счёта людей русских загубили, много несчастных в полон увели.


Сам царь с малой дружиной во дворце заперся, из последних сил они держатся. А вокруг дворца – несметное войско бусурманское. Ходят бусурмане, меж собой бахвалятся, что ни одному богатырю с ними не справиться!

Полезные ссылки


Возгорелся Иван лютой яростью. В левую руку взял он клюку, в правую – помело. И ринулся на войско вражее. Где махнёт помелом – ложится улочка, где тряхнёт – там переулочек. А клюкой сотню-другую загребёт – и в полон их заберёт.


Так Иван в одиночку с целым воинством справился. Царь как всё это увидел – возрадовался. Пожаловал он Ивану боярский чин, возвёл его в княжеское достоинство. Надарил ему серебра и злата – вовек не потратить.


А потом и свадьбу сыграли весёлую. Вся Русь целый месяц гуляла-пировала, Ивана и Настасью поздравляла.
Построили молодые высокий каменный терем и стали жить-поживать, деток рожать и добра наживать.

Полезные ссылки


0