Лара Михеенко

Пионеры-герои
Ленинградская школьница Лара очень любила животных и обожала читать. Она мечтала поступить в институт и стать историком. Но грянул июнь 41-го, Родину накрыли чёрные тучи. Война застала девочку на Псковщине, в деревне у родственников. Храбрая пионерка не выдержала издевательств немцев над простыми людьми и пошла в партизаны. Её боевой путь наполнен славными подвигами, отчаянными походами в разведку. Её героизм стал примером для всех последующих поколений детей.

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Чтобы продолжить просмотр зарегистрируйтесь или войдите в аккаунт

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения

Лариса Михеенко жила с мамой и папой в Ленинграде. Она была удивительной, неугомонной и любознательной девочкой. Очень любила всё живое. Ухаживала за брошенными котятами, щенками и птичками с поломанными крыльями. Каждый день носила из дома еду для животных.


А ещё она был очень отважной. Однажды мама встречала отца. Дело было ночью, зимой. Мама обмолвилась, что ей страшно одной. Лара дождалась, пока мама уйдёт. А потом самостоятельно оделась и догнала её на самой станции.– Теперь тебе не страшно, потому что с тобой я! – сказала девочка.Ей было тогда 4 годика.


Лара подросла и пошла в школу. Она всегда училась на отлично. А ещё занималась спортом, гитарой и балетом. Пионеры выбрали её звеньевой. Она помогала всем отстающим, и была заводилой и душой класса.


Но больше всего Лара любила читать. Она мечтала стать историком. Однажды ленинградским библиотекарям пришло вот такое письмо: "Пожалуйста, не давайте моей дочери Ларисе Михеенко книги. Она почти не спит – всю ночь читает". Выяснилось, что Лара записалась сразу в три библиотеки, чтобы больше книг брать!


В те времена, как и сейчас, дети очень любили ходить в кино. И вот в одном фильме Лара увидела, как враги окружили пионера. У него была граната. Храбрый мальчик взорвал всех – и себя, и врагов.– Правильно! – закричала Лара. – Я бы тоже так сделала!


Летом 1941-го года Лара с бабушкой поехали к родственникам в деревню Печёнево, что на Псковщине. Это были последние счастливые и беззаботные деньки ленинградской пионерки.


Тем же летом в деревню вошли фашисты. Они обращались с местными жителями, как с недолюдьми. Немцы били их, измывались над ними, отбирали у них теплую одежду, еду и домашнюю скотину.Дороги наглухо перекрыли патрулями. Так что Ларе с бабушкой не удалось вернуться в Ленинград.


Почти сразу же начались казни. На Лариных глазах фашисты расправились со стареньким учителем Николаем Максимовичем Синицыным и его дочкой, тоже учительницей. Их вина была в том, что они не сдали радиоприёмник.


Казнили за любое неподчинение немцам.Юных девушек и молодых женщин угоняли на рабские работы в Германию. Когда всех, кто постарше, уже забрали, тогда пришёл черёд школьниц.


Весной 43-го года на деревенской площади фашисты называли имена тех, кого назавтра увезут в Германию. В список попали 14-летняя Лара Михеенко, 15-летняя Фрося Конруненко и 16-летняя Рая Михеенко.Но девочки такой судьбы не желали.


– Ну что, внученька, дай на тебя в последний раз насмотрюсь, – плакала вечером бабушка.Лара не хотела пугать бабушку ещё сильнее. Поэтому не сказала, что уходит в лес. Когда бабушка уснула, Лара собралась и покинула дом.


Они с девочками встретились ночью в условленном месте. А к рассвету дошли до озера Я́зно. Там их ждал приятель Фросиного брата. Парень провёл девочек к партизанам.


Среди дремучих псковских лесов затерялась деревушка Кривицы. Там был штаб 6-й Калининской бригады майора Рындина. Командующий бригадой, то есть комбриг, увидел девочек.– Что? Да какие из вас партизаны!? Ваше дело крестиком вышивать! – рассердился комбриг.


Тут к нему подошли командир отряда Карпенко и начальник разведки Котляров. Нужно было отправить кого-то на разведку в деревню Орехово, а свободных разведчиков совсем не было.– У меня там тётя живёт! – воскликнула Рая.– Прикажите нам, мы справимся! – добавила Лара.


Куда деваться – согласился майор. А потом весь день переживал, места себе не находил. Вдруг убьют девочек? До самого вечера высматривал комбриг плот на озере. На закате плот наконец появился. На нём плыли Лара с Раей.


– Вот улица. А вот здесь пулемётное гнездо. А в этой избе у них штаб, – Лара чертила прутиком план на земле. А майор зарисовывал карандашом в блокноте. План вышел очень толковым и подробным.


– Ну, девчата, ну умницы! Отныне вы двое и ваша подруга Фрося зачислены разведчицами в состав шестой партизанской бригады! – сказал комбриг.


А вот и первое задание. Прикидываясь беженками, девочки попросились на постой в деревне Могильное. А потом вышли погулять в компании местных подростков. Они носились по всем улицам. Но не просто так, а высматривали и запоминали все позиции фашистов, все их замаскированные орудия.


А в другой раз направили её связным на станцию Пусто́шка. Старый слесарь Гультяев жил возле станции и вёл записи про немецкие поезда. Вот только не поверил Гультяев, что худенькая городская девочка – партизанская разведчица. Скурил папироску, молча разглядывая гостью. Отошёл в сторону, косится, в ящике с инструментами копается.


Тогда Лара подошла к ящику. И назвала все слесарские инструменты.– У меня папа слесарем на "Красной заре" в Ленинграде работал, – пояснила она.После этого Гультяев Ларе поверил. Все свои записи ей передал.


Чаще всего Лара притворялась нищенкой. Она была худой и маленькой и хорошо вписывалась в эту роль. Вот и в тот раз она постучалась в окно к дяде Ване Сморыге. Он водился с полицаями и немцами, а сам был агентом партизан.– Эй, Иван, к нам тут красотка просится, – засмеялись пьяные фрицы и полицаи. Они как раз выпивали у дяди Вани.


– Иди прочь, проклятая попрошайка! – притворно рассердился Сморыга.А потом добавил шёпотом:– Вечером приходи.


Вечером дядя Ваня рассказал Ларе всё про немцев в Чернецово. Сообщил, где ходят патрули, во сколько сменяются часовые, сколько людей и какое у них оружие. И через два дня отряд Карпенко вместе с Ларой и Сморыгой нагрянул в Чернецово. Они начисто уничтожили немецкий гарнизон.


А в Усть-Долы́ссах "нищенка" Лара попала в лапы к полицаям. Местные дети увидели, как её вели по улицам.– Беги, беги! – кричали они ей.Но она не побежала.


А не побежала она потому, что этими полицаями были Коля Шарковский и Вася Новак. Храбрые партизаны, которые специально пошли в полицаи, чтобы добывать ценные сведения. За деревней они передали Ларе целую стопку украденных на почте немецких писем. По адресам на конвертах партизаны узнали о перемещениях немецких частей.


В августе Лару перевели в 21-ю бригаду. Она пошла в разведку на хорошо охраняемый и важный объект – мост через реку Дри́сса. Лара прикинулась дурочкой и высмотрела все немецкие позиции. А потом с другими партизанами взорвала мост.


За этот выдающийся подвиг Лару Михеенко наградили орденом Отечественной Войны первой степени.К сожалению, посмертно.


Уже перед самым приходом наших Лара и её новая подруга Валя остановились на отдых в деревне Игнатово. Их приютила одна женщина, помогавшая партизанам. Там же остановились и двое парней-партизан – Коля и Гена.


– Эх, на днях наши будут здесь, – довольно сказал Коля за ужином, – мы с Генкой в Красную Армию вступим. До Берлина дойдём. А вы, девчата, возвращайтесь по домам.Лара размечталась о доме, о родителях, о родной школе. О том, как пойдёт в институт.Но её мечты прервал громкий стук в дверь.


– Немцы! – закричал Гена.Они с Колей бросились к окнам и стреляли по врагам из автоматов. Но немцев было намного больше. Они убили парней.


Оружие подобрали девочки. Они отстреливались до последнего патрона. Перед тем, как немцы выбили двери, Лара спрятала под кофту гранату.С немцами вошёл предатель. Он указал, что Лара и Валя – партизанки.


Лара пыталась взорвать гранату, как в том фильме. Но граната почему-то не взорвалась.


Фашисты расстреляли девочек.Память о подвигах героической пионерки Лары Михеенко будет жить вечно. Её имя было присвоено кораблю Советского флота. А в петербургском музее до сих пор хранится её орден Отечественной Войны первой степени.


Конец